Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

100-летие революции в России и проблемы образования

  • 13 ноября 2017
  • 4190

«100-летие революции в России и проблемы образования» — под таким названием 8 ноября 2017 года кафедра педагогики провела научно-методический семинар.

В своём вступительном слове заведующий кафедрой педагогики В.Э. Черник обратил внимание собравшихся на неоднозначность восприятия событий столетней давности в общественном сознании. Кардинально зачастую отличаются и их оценки. Одни называют их переворотом, повлекшим за собой череду трагедий и в конечном случае упадок некогда якобы передовой страны. Другие считают, что в результате революции из лапотной Россия превратилась в державу — лидера мировых общественных процессов, называют советскую цивилизацию вершиной культурного развития. Как бы ни было, события октября 1917 года изменили ход мировой истории. Сегодня мы пытаемся понять их во всём многообразии положительного и ошибочного, вызвавшего проблемы и приведшего страну к величайшим достижениям, начало которым в системе образования.

В своих выступлениях студентки 3 курса направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», Воробьева Э.А. и Пыркова Ю.А. попытались представить собравшимся основные изменения в образовательной системе России, произошедших в ней после революции 1917 года.

«Революция и реформация образовательной системы России».

Они охарактеризовали мероприятия советской власти, которые открыли доступ к образованию широким массам простых людей, позволили преодолеть вопиющую неграмотность и вызвать в мире «спутниковый шок», когда после запуска искусственного спутника Земли западные страны задались вопросом «что же такого знает русский Иван, чего не знает американец Джонни?». Именно в советской системе образования они увидели опасность для себя и начали реформы в сфере образования у себя.

Целый ряд выступлений был посвящён людям, которые изменили облик отечественной системы образования. На всех произвело впечатление эмоциональное выступление Почетного работника высшего образования нашей страны, доцента кафедры педагогики А.П. Авдеева.

Он показал роль идей руководителя первого руководителя послереволюционной России В.И. Ленина для всего последующего развития отечественной системы образования на многие десятилетия.

Раскрытию вклада П.П. Блонского в становление и последующее развитие системы образования в нашей стране было посвящено выступление Кузнецовой А.М., студентки 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование», профиль «Дополнительное образование (художественно-эстетическое образование детей)». Явный интерес вызвали идеи П.П. Блонского о беспредметном обучении. Особенно — на фоне недавнего отказа наших соседей финнов от предметного обучения.

«П.П. Блонский о задачах и методах новой народной школы».

А.А. Богушевская и А.П. Гладун, студентки 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование», Дополнительное образование (инклюзивное образование), постарались раскрыть значительный масштаб личности и вклад в развитие системы образования в России А.В. Луначарского.

«Вклад А.В. Луначарского в развитие системы образования в России».

А.А. Барышек и Т.В. Коптева, студентки 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Начальное образование». «Дополнительное образование (художественно-эстетическое образование детей)», представили доклады о вкладе Н.К. Крупской в развитие системы образования в России, её понимании задач создания и деятельности общественных организаций детей и юношества, смысла ученического самоуправления.

«Вклад Н.К. Крупской в развитие системы образования в России».

О яркой личности М.М. Пистрака и об опыте работы школы-коммуны (одной из первых авторских школ в истории нашей страны), возглавляемой им, собравшимся рассказали Козак М.В. и Салиева А.И., студентки 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование». Дополнительное образование (инклюзивное образование). Живую реакцию собравшихся вызвала критика Пастраком утилитарного подхода к образованию. В частности, такой аспект, связанный с утвердившейся в последние годы системой сдачи ЕГЭ, когда выпускники откровенно заявляют, что такой-то предмет им, де, «не нужен». Им, мол, не предстоит сдавать его при поступлении в то или иное учебное заведение.

«М.М. Пистрак об опыте работы школы-коммуны».

Родькина Д.Ю. и Салюк А.В., студентки 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дополнительное образование: Дизайн и компьютерная графика». «Дополнительное образование: Дизайн интерьера» представили собравшимся опыт работы первой опытной станции, которой руководил один из ярких педагогов в истории нашей истории С.Т. Шацкий. Особое внимание при обсуждении выступлений студенток собравшиеся затем обратили на актуальность идей С.Т. Шацкого о дополнительном образовании, его интеграции с общим образованием. Именно в идеях С.Т. Шацкого и его единомышленников лежат истоки сегодняшних кванториумов, поддержки одарённых детей.

«С.Т. Шацкий об опыте работы первой опытной станции».

Когда-то А.С. Макаренко — один из четырёх великих педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века в мире — говорил, что мечтает написать книгу, которая поможет каждому человеку стать счастливым. Не успел — умер от разрыва сердца. Сердца, которое принимало на себя боль сотен, а то и тысяч мальчишек и девчонок, которые, оказавшись на ложном жизненном пути, были возвращены Макаренко на путь добра и достоинства, чести и созидания. Скольким из них он помог вырваться из «социальной помойки»! При этом он твёрдо считал, что источник многих бед и проблем в воспитании лежат в семье. В этой связи В.А. Диваков-Романов, студент 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Дошкольное образование». Дополнительное образование (инклюзивное образование), счёл необходимым остановиться на понимании А.С. Макаренко значения и роли семьи в воспитании ребенка.

«Макаренко А. С. о роли семьи в воспитании ребенка».

Казанова А.С., Мокина А.А., студентки 1 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Начальное образование». «Дополнительное образование (художественно-эстетическое образование детей)», расскрыли основные положения теории детского воспитывающего коллектива А.С. Макаренко.

«Теории детского воспитывающего коллектива Макаренко А.С.»

В заключение группа студентов (Аршукова Д.Д., Шашерина А.А., Зайцева Е.А., Орешникова Л.Л.) представила результаты анкетирования студентов психолого-педагогического института о знании ими основных моментов, связанных с событиями столетней давности. Его они выполнили под руководством С.Г. Тишулиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики МАГУ.

Общим итогом семинара стало осознание необходимости более глубокого и всестороннего изучения истории своей страны вообще и истории отечественной педагогики и образования в частности. Истории не терпит сослагательности. Случившегося не изменить, не исправить. Нам дано помнить, стремиться понять, сделать выводы, чтобы строить достойное каждого из нас будущее.

Поделитесь ссылкой