Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Образование лиц с особыми образовательными потребностями: в МАУ подведены итоги Всероссийской конференции

  • 28 ноября 2024
  • 671
Образование лиц с особыми образовательными потребностями: в МАУ подведены итоги Всероссийской конференции

26 ноября 2024 г. состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями», организованная Российской академией образования, Институтом коррекционной педагогики.

Партнерами конференции, помимо Мурманского арктического государственного университета, выступили Московский педагогический государственный университет, Тихоокеанский государственный университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

В рамках конференции на площадке Российской академии образования представители научного сообщества и педагоги-практики обсудили актуальные вопросы теории, методологии и проектирования процесса подготовки специалистов в области специального и инклюзивного образования.

Ведущие пленарного заседания, Татьяна Александровна Соловьева, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института коррекционной педагогики и Юлия Олеговна Филатова, доктор педагогических наук, профессор РАО, заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, наметили стратегические ориентиры развития системы подготовки дефектологических кадров.

Секционные заседания на площадках научных центров РАО обобщили региональный опыт подготовки педагогических кадров для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В работе секции «Организация проектной и исследовательской деятельности студентов Мурманского арктического университета: теория и региональные практики» на площадке Научного центра РАО на базе Мурманского арктического университета приняли участие 89 представителей из Архангельска, Москвы, Мурманской области, Нальчика, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Петрозаводска и др.

На секционном заседании свои доклады представили:

Татьяна Викторовна Кузьмичева, доктор педагогических наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического университета: «Трансформация подготовки психолого-педагогических кадров: исследовательский диалог преподавателя и студента».

Дмитрий Григорьевич Левитес, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Мурманского арктического университета: «Проектная деятельность как компонент подготовки педагогических кадров».

Юлия Александровна Афонькина, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Мурманского арктического университета: «Концепция и опыт формирования проектной деятельности будущих учителей-логопедов».

Андрей Николаевич Кохичко, доктор педагогических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой педагогики, профессор кафедры педагогики Мурманского арктического университета: «Понятийный анализ как метод мотивации исследовательской деятельности студентов Института педагогики и психологии Мурманского арктического университета».

Совместная работа «Введение в образовательную деятельность: концепция учебного курса». Авторы: Юлия Александровна Афонькина и Кузьмичева Татьяна Викторовна.

В докладе «Трансформация подготовки психолого-педагогических кадров: исследовательский диалог преподавателя и студента» Татьяной Викторовной Кузьмичевой были представлены концептуальные идеи, которые легли в основу трансформации вузовской подготовки психолого-педагогических кадров, а также раскрыта сущность трансформации подготовки педагогов и психологов с позиции идеи междисциплинарности и командного подхода. Кроме того, на примере научно обоснованной модели подготовки педагогов и психологов Института педагогики и психологии Мурманского арктического университета продемонстрированы ресурсы, возможности, способы и условия их конструктивного взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальном и инклюзивном образовании.

«Опираясь на результаты проводимых нами исследований, — отметила Татьяна Викторовна, — мы можем утверждать, что обучение педагогов и психологов командному взаимодействию должно начинаться уже в вузе. Где бы не учился ребенок с особыми образовательными потребностями, он не может быть лишен полноценной, квалифицированной помощи со стороны всех специалистов, в том числе коррекционно-развивающей, и только в этом случае употребление понятия „психолого-педагогическое сопровождение“ становится правомерным. Следует отметить, что представленные результаты фундаментальных и прикладных исследований успешно используются в работе со студентами, а также в ходе повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников»

В своем выступлении «Проектирование и исследование в подготовке психолого-педагогических кадров» Дмитрий Григорьевич Левитес остановился на отличиях проектировочной и научно-исследовательской деятельности педагогов, на вопросах понятийно-терминологического аппарата обсуждаемой темы, актуальности и противоречий в подготовке психолого-педагогических кадров к педагогическому проектированию и управлению проектировочной деятельности обучающихся. Особое внимание спикер уделил содержанию работы Школы педагогического проектирования и курсов профессиональной переподготовки управленческого резерва «Менеджмент в образовании», а также логике разработки и представления педагогического проекта в формате «Мой педагогический проект «Шесть «Я», а также результатам этой деятельности у слушателей Школы педагогического проектирования и курсов профессиональной переподготовки управленческого резерва «Менеджмент в образовании».

В докладе «Концепция и опыт формирования проектной деятельности будущих учителей-логопедов» Юлия Александровна Афонькина представила авторскую технологию формирования проектировочных компетенций у будущих учителей-логопедов, которая была разработка в рамках совместного исследования с Сосниной Аленой Сергеевной, ассистентом кафедры психологии и коррекционной педагогики. Как подчеркнула Юлия Александровна, технология носит активизирующий характер и опирается как на методологию проектирования в образовании, нормативно-правовые основы деятельности педагога-дефектолога, так и на результаты проведенного эмпирического исследования владения проектировочными компетенциями логопедами-практиками. В выступлении Юлии Александровны была представлена инновационная разработка — рабочая тетрадь как оригинальный дидактический инструмент, позволяющий реализовать данную технологию.

Особый интерес у слушателей вызвали созданные студентами проекты, направленные на реализацию регионального содержания образования в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, поддержку семьи ребенка с расстройствами аутистического спектра, развитие личностного потенциала у детей с инвалидностью, формирование игровой культуры у младших школьников в инклюзивном образовании.

Юлия Александровна отметила: «У современного студента есть потребность участия в проектировании. Проектная работа повышает профессиональную мотивацию, позволяет реализовать себя, установить понятную и действенную связь теории и практики. Важно помочь студентам освоить технологию проектирования, чтобы сделать этот процесс целенаправленным и эффективным, направленным на достижение детьми с ОВЗ, инвалидностью высоких образовательных результатов».


Свое выступление «Понятийный анализ как метод мотивации исследовательской деятельности студентов Института педагогики и психологии Мурманского арктического университета» Андрей Николаевич Кохичко посвятил месту и сущности понятийного анализа как метода научного исследования, а также практике его организации в Институте педагогики и психологии Мурманского арктического университета. Так, например, в рамках дисциплины «Организация научно-исследовательской деятельности» обучающиеся не получают готовые ответы о предмете и объекте исследования, а через проблемную ситуацию подходят к необходимости рассмотрения вышеназванных понятий с позиций этимологии, лексики, философии, науковедения, логики и пр. Именно так студенты самостоятельно, осознанно и аргументированно делают вывод об основных отличиях объекта от предмета.

Далее докладчик отметил, что при изучении отдельных дисциплин, например, «Методики русского языка», при необходимости, знания о предмете и объекте актуализируются и расширяются методом понятийного анализа педагогической, лингводидактической и другой литературы. Данный метод научного исследования, эффективен не только при анализе единичных понятий (компетенция, концепт, ментальность, проблема, ценность и пр.), но и более сложных конструкций (духовно-нравственное воспитание, методологические основы, сущностные связи, чувство языка, языковая картина мира и т. д.).

В целом, по мнению Андрея Николаевича, понятийный анализ: мотивирует исследовательскую деятельность обучающихся; способствует не механическому, а осознанному усвоению знаний; развивает сформированные ранее, на уровне основного общего образования, ключевые компетенции и функциональные грамотности (читательскую, информационную и др.), формирует общеучебные и профессиональные компетенции; воспитывает рациональный скептицизм как норму научной этики; приобщает к культурному и научному наследию.

Представляя концепцию учебного курса «Введение в образовательную деятельность», Юлия Александровна Афонькина сделала анонс учебника для первокурсников — будущих педагогов и психологов «Введение в образовательную деятельность», подготовленного совместно с Татьяной Викторовной Кузьмичевой. Анонсируемый учебник, созданный для реализации учебной дисциплины с аналогичным названием, прошел рецензирование и получил широкую поддержку в профессиональном сообществе. Содержание учебника на основе интеграции дефектологических, психологических, общепедагогических, социологических знаний раскрывает тенденции и факторы развития современного ребенка, формирует представление о роли и практиках командного взаимодействия в решении современных образовательных задач.

«Учебник, — отметила Юлия Александровна, — построенный как диалог со студентом, включает интересные практические задания, личностно ориентированные обращения к читателю, мотивирующие его на погружение в материал, на самостоятельное освоение дополнительных знаний, для чего в текст учебника включены темы рефератов, мини-исследований, коллективных проектов и обширный список рекомендуемых современных литературных источников. Учебник будет интересен многим, и, в первую очередь, будущим педагогам и преподавателям системы высшего образования, а также аспирантам, научным работникам, практикующим педагогам».

В ходе дискуссии участники секции «Организация проектной и исследовательской деятельности студентов Мурманского арктического университета: теория и региональные практики» на площадке Научного центра РАО на базе Мурманского арктического университета поделились своим мнением о прослушанных докладах, теории и практике организации проектной и исследовательской деятельности студентов Мурманского арктического университета, обозначили перспективы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Так, Светлана Анатольевна Поломошнова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Североморской школы полного дня, поблагодарив выступающих за интересные и глубокие по содержанию и проблематике выступления, особо отметила, что на базе Института педагогики и психологии Мурманского арктического университета педагоги и психологи регулярно проходят курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку по работе с детьми с ОВЗ. Именно это, по мнению Светланы Анатольевны, повышает качество образования и помогает оказывать квалифицированную помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями.

Мурманский арктический государственный университет, Институт педагогики и психологии Мурманского арктического университета выражают слова благодарности Российской академии образования, Центру инклюзивного образования РАО, Институту коррекционной педагогики и лично Ольге Юрьевне Васильевой, доктору исторических наук, президенту РАО, академику РАО, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Светлане Борисовне Лазуренко, доктору педагогических наук, члену-корреспонденту РАО, руководителю центра развития инклюзивного образования РАО, главному научному сотруднику лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации Института коррекционной педагогики,Татьяне Александровне Соловьевой, доктору педагогических наук, члену-корреспонденту РАО, директору Института коррекционной педагогики, Юлии Олеговне Филатовой, доктору педагогических наук, профессору РАО, заведующему лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования центра развития инклюзивного образования РАО, директору Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании, а также партнерам конференции — Московскому педагогическому государственному университету, Тихоокеанскому государственному университету, Южно-Уральскому государственному гуманитарно-педагогическому университету.

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество в области выработки современной теоретико-методологической базы и утверждения единого понятийно-терминологического аппарата в системе высшего образования для повышения эффективности междисциплинарного взаимодействия в процессе подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями; распространения региональных практик подготовки педагогов и психологов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, направленных на обучение командному взаимодействию будущих специалистов разного профиля по индивидуализации образовательного процесса; создания в вузах методических и научно-методических школ как формы объединения студентов педагогических и других направлений подготовки, преподавателей вузов, педагогов-практиков для интеграции ресурсов практической подготовки вузов и других образовательных организаций; разработки профессиональных программ по обеспечению преемственной практики подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для специального и инклюзивного образования на основе синергии инновационных научных достижений, эффективных образовательных практик и тенденций цифровизации.

Поделитесь ссылкой