Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

В Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

  • 8 июля 2024
  • 119
В Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени
А. А. Высоковского (ФГРР НИУ ВШЭ) и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу — две недели (с 25 июня по 6 июля) 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и разрабатывая проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
«Важно, что вы находитесь как раз в той точке времени, когда это максимально полезно и для вас, и для нас. Как вы знаете, по поручению Президента Российской Федерации разрабатываются мастер-планы опорных населенных пунктов Арктической зоны. Арктика сейчас приобретает новый статус, новый виток развития. Не ограничивайте себя какими-то рамками. Попробуйте предложить что-то принципиальное, то, что вы почувствуете, увидите. Я надеюсь, ребята из Мурманского арктического университета помогут вам ощутить местный колорит и специфику, расскажут про территорию. Прочувствуйте, что такое Мурманск, что такое Север, какой он гостеприимный, какой душевный. Очень интересно посмотреть на то, что у вас получится. Мы абсолютно открыты к любому решению, которое вы предложите», — сказала на открытии мероприятия Ольга Вовк, заместитель губернатора Мурманской области.

Руслан Гончаров, руководитель Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ:
Мы в Высшей школе урбанистики уделяем большое внимание экспедиционной и проектной деятельности студентов как бакалавриата, так и магистратуры. Будущие городские планировщики, исследователи и урбанисты должны понимать все разнообразие феномена урбанизации в разных регионах страны. И Арктика здесь — один из наиболее интересных и ни на что не похожих полигонов для изучения. Многие подходы, релевантные для центральной России, могут сработать совершенно иначе или не сработать вообще в условиях сурового климата и полярной ночи. Поэтому мы крайне признательны Правительству Мурманской области за поддержку данной инициативы и за возможность для студентов разных факультетов Вышки погрузиться в феномен арктической урбанизации, расширить свое представление о процессах городского развития, завести новые знакомства, получить навыки проектной деятельности и поработать в логике мастер-планирования.

Татьяна Белевских, директор Института креативных индустрий и предпринимательства МАУ:
Мы часто размышляем на предмет комфортного, современного арктического города. С другой стороны, думаем как привлечь молодежь в Арктику. На мой взгляд, именно такие проекты позволяют ответить на эти вопросы. Нужно дать возможность молодым людям самим проектировать территорию, создавать города и пространства для себя, для самореализации.
Ирина Красноперова, начальник экспертно-аналитического отдела ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области»: Специалистам, работающим с пространством, всегда непросто — с них большой спрос: они должны умело справляться с задачами сразу нескольких профессий. В географе и урбанисте скрываются по меньшей мере архитектор, историк, экономист, специалист по ЖКХ, дизайнер, антрополог. Люди, работающие с пространством, должны быть чувствительны к этому пространству, но эту способность невозможно развить в рамках камеральной работы или за учебной партой. Самое важные и ценные навыки географ и урбанист получают в поле.
Арктическая летняя школа — новый и интересный формат образовательного мероприятия для Мурманской области: школа собрала лучших студентов из Высшей школы экономики и Мурманского арктического университета, которые смогли не только прочувствовать территорию, ее арктическую специфику, но и дать свежие идеи по развитию Мурманской агломерации, что сейчас очень актуально.
Школа состояла из нескольких частей: подготовительная неделя с онлайн-лекциями, практические занятия по подготовке к полевому выезду. Команды анализировали историю районов, с которыми им предстояло работать, проводили контент-анализ социальных сетей, выявляя образ территории. Выездная часть Школы началась с двух интенсивных лекционных дней, следующие полторы недели были посвящены выездам на территорию, встречам с жителями и представителями Администрации города, местными экспертами, а также формированию проектов по развитию территорий районов Росляково, Абрам-мыс и Петушинка.
Иван Алов, преподаватель Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ:
Каждый студент показал свои сильные стороны: кто-то лучше интервьюирует, кто-то лучше находит подходящий референсный опыт в благоустройстве, кто-то оформляет презентации, кто-то докладывает. Конкретные решения, представленные на защитах проектов участников, были связаны с благоустройством и пересборкой активности на территории. Предлагается благоустроить сопку в районе Петушинка для внешних потребителей, оставить другую сопку для местных жителей. В Росляково предлагается увязать активность в районе среди разных возрастных групп с местным судостроительным заводом. В Абрам-мысе было предложено развивать район как важный туристический аттрактор, привлекать людей на речных трамвайчиках, проводить досуг с привлечением местных жителей в качестве персонала в сфере услуг.
Дарья Мальцева, преподаватель Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ: Новость о проведении школы вызвала большой ажиотаж, благодаря чему были отобраны студенты 7 направлений обучения бакалавриата и магистратуры: градостроительство, география, культурология, логистика, прикладная математика и информатика, государственное и муниципальное управление в НИУ ВШЭ, дизайн среды в Мурманском арктическом университете (МАУ). 18 совершенно разных студентов объединил интерес к изучению городов и желание их развивать. Участники школы проделали огромную по масштабам и качеству работу. Удивительно, что за такое короткое время они смогли пройти сложный путь от обучения и знакомства с городом до комплексных проектных предложений по развитию. Уверена, многим участникам эта школа надолго запомнится новыми друзьями, прекрасными пейзажами, полярными днями, перспективами для личного развития и планами следующих поездок в Арктику.
Наталья Гурова, 3 курс образовательная программа «Культурология» НИУ ВШЭ: В школе, кроме самой ее тематики, меня привлекла возможность применить свои знания на практике и поработать в междисциплинарной команде. И конечно, мне очень хотелось увидеть Мурманск! Ожидаемо, школа была очень интенсивной, большую часть дней учеба была с 10 утра до 8 вечера. На первой неделе были вводные лекции и полевые выезды, в наш единственный выходной, в воскресенье, мы съездили в Териберку, что было незабываемо, а на второй неделе мы в основном работали над нашими проектами. Больше всего мне понравилась сама атмосфера школы, атмосфера совместной работы и взаимоуважения. Несмотря на то, что у всех был разный бэкграунд и разные перспективы, мне кажется, что междисциплинарный диалог получился и каждому удалось привнести что-то свое в общее дело.
Ирина Левина, 2 курс магистерской программы «Управление пространственным развитием городов» НИУ ВШЭ:
В первую очередь привлекла возможность практической тренировки навыков — в течение учебного года у меня не было выездных занятий, и по рабочим проектам тоже всегда изучала территории через экран ноутбука, поэтому очень манила возможность посмотреть на новый город именно глазами урбаниста и исследователя и, конечно, сам факт, что исследуем территорию Мурманска. Во время учебы мы много говорили об арктических городах, и было понятно, что для решения задач, стоящих перед нами, нужно будет применять креативные решения, потому что территория очень специфическая. Так и вышло: в итоге мой район оказался в недавнем прошлом частью ЗАТО.
В целом классно организована школа по трем командам: у нас не было духа конкуренции, у кого будет круче проект, но был такой исследовательский запал, мы обменивались мнениями, много слушали друг друга, вместе решали задачи, например ходили к представителям министерств Мурманска.
Иван Осин, 2 курс образовательной программы «Управление и аналитика в государственном секторе» НИУ ВШЭ СПБ: Я из Мурманска, и до поступления все свои 18 лет жизни я обитал там. Мне было интересно еще раз побывать дома, посмотреть на то, как меняется город, на территорию не с позиции жителя, а с научным интересом, понять, как развивается родной город. Наша команда занималась преобразованием территории района Петушинка. До Летней школы в этом районе я был всего лишь один раз. Мы пообщались с большим количеством людей: по итогу у нас получилось предложение, которое учитывало интересы местных жителей и их самобытность. Вместе с этим наш проект учитывал и широкие интересы жителей остального города — мы предложили студенческий кластер. Очень хотелось бы, чтобы какие-то из наших предложений были реализованы, но это покажет время.
Арктическая летняя школа проводилась в рамках соглашения о партнерстве факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Правительства Мурманской области, которое было заключено на Международной выставке-форуме «Россия» 24 мая 2024 года.

Поделитесь ссылкой