Научно-исследовательская работа
Научные направления исследований
Кафедра РЭСиТРО проводит научные исследования в соответствии с научными направлениями МГТУ «Судовождение, промышленное рыболовство и эксплуатация флота» и «Компьютерные и информационные технологии в технических системах, экономике, науке и образовании» по трем тематикам:
Тема инициативной НИР | Научный руководитель, исполнители | Цель и задачи НИР |
---|---|---|
Численное моделирование интеллектуализированных мобильных систем управления безопасностью мореплавания в Северных регионах | Руководитель (исполнитель):
Борисова Л.Ф., канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой РЭСиТРО Исполнители: Суханов А.И., ст. препод. кафедры РЭСиТРО; Коробко А.Н., директор ООО «ИНТЭЖ»; Катюрина Т.С., техник кафедры РЭСиТРО; студенты, курсанты, магистранты |
Разработка и обоснование научно обоснованных теоретических положений, численных методов, алгоритмов и практических рекомендаций по моделированию структур МСУДС и организации оптимального безопасного движения судов в Северных широтах на акваториях с интенсивным судоходством. |
Исследование адаптации радиоэлектронных систем при применении средств радиотелекоммуникаций в условиях Северного морского пути | Руководитель (исполнитель):
Милкин В.И., доцент кафедры РЭСиТРО Исполнители: Гурин А.В., доцент кафедры РЭСиТРО; Григорьев В.Ф., помощник директора ПГИ РАН; Шульженко А.Е., ст. препод. кафедры РЭСиТРО; Пупач А.Н., инженер ООО «Эра-сервис»; студенты, курсанты |
Разработка предложений по применению, преимущественно судовых, средств радиотелекоммуникаций в условиях Северного морского пути. Результатом работы предполагается свод предложений с пакетом запатентованных прикладных технических решений |
Проблемы безаварийного позиционирования буровых судов в Арктических широтах | Руководитель (исполнитель):
Холодов Г.Г., канд. техн.наук, доцент кафедры РЭСиТРО
Исполнители: студенты, курсанты |
Разработка элементов технологий безопасного позиционирования судна в заданной точке, которая в рамках организационно-технической структуры системы динамического позиционирования обеспечивает эффективность управления маневрированием судна при наличии отказов информационных средств и ошибок «человеческого элемента». Работа направлена на повышение безаварийности позиционирования буровых судов в Арктических широтах. |
Актуальность проведения научных исследований обусловлена необходимостью решения следующих проблем:
- Перспективы увеличения грузопотока по Северному морскому пути, расширение базирования военно-морского флота в Арктике, рост интенсивности судоходства, в том числе в районе морского порта сопровождаются ростом опасности движению судов, гибели людей, потери грузов и загрязнению опасными грузами Арктической зоны, отличающейся крайне медленным естественным восстановлением. Растет информационно-технологическая нагрузка судоводителя. Решение подобных проблем лежит в плоскости интеллектуализации систем управления безопасностью движения судов и разработки обоснованных подходов к радиотехническому и электроэнергетическому обеспечению этих систем в условиях применения в труднодоступных местностях, к числу которых относится Северный морской путь.
- Интенсификация освоения Арктического шельфа выдвигает задачи, связанные с деятельностью служб динамического позиционирования (СДП) на судах и снижением аварийности при маневрировании (позиционировании). На аварийность позиционирующего судна оказывают влияние организационно-технические компоненты системы управления состоянием безопасной эксплуатации (СУБ) и адекватного информационного ресурса, который направляется на минимизацию рисков при маневрировании. Поэтому при обеспечении безопасности позиционирования судна появляется необходимость в разработке мероприятий, которые должны минимизировать последствия неверно принятых решений оператором СДП на общее состояние безопасности судна.
- Усложнение электромагнитной обстановки на фоне особенностей распространения радиоволн в авроральной зоне выдвигают новые подходы к адаптации применения средств радиотелекоммуникаций радиоэлектронных систем.
Решение указанных проблем соответствует требованиям, закрепленным в резолюции А.850 (20) Международной морской организации (IMO/ИМО).
Научные направления исследований объединены концептуально и имеют актуальность в связи с внедрением
- Международного кодекса управления безопасностью и предотвращения загрязнения с морских судов (МКУБ) для всех видов судов и флотов;
– Конвенции по поиску и спасанию на море (ГМССБ);
- Требований Международной конвенции и Кодекса ПДМНВ-78 в области подготовки морских специалистов,
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642);
- Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 20 февраля 2013);
- Морской доктрины Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 26.07.2015);
- Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р)
- Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (утв. постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 № 768-ПП/20, в ред. от 10.07.2017 № 351-ПП);
- Приказа №62 от 15 марта 2012 Министерства транспорта РФ;
- Программы развития ФГБОУ ВО «МГТУ» на период 2018-2021 гг. по созданию многопрофильного Центра компетенций, инноваций и технологий в области морской хозяйственной деятельности и морского природопользования на арктическом региональном направлении.
Результаты исследований направлены на получение практической значимости для хозяйствующих субъектов и обучающихся по специальностям кафедры РЭСиТРО.