Общая информация
Музей МГГУ «Кольский Север: история, культура, образование» был создан в 1970 году. Он возник как результат поисковой туристско-краеведческой деятельности школьников под руководством выпускника нашего университета, учителя истории СШ №10 (ныне юридический лицей) г. Мурманска Вячеслава Васильевича Дранишникова. Большинство экспонатов музея — подлинные исторические источники, собранные старшеклассниками в многодневных походах-экспедициях по Кольскому краю. Не случайно в гимне краеведов школы были такие строчки:
«В школе 10-й мурманской
Любят походы дальние.
В школе 10-й мурманской
Любят походы трудные,
Запах тайги нехоженой,
Тундры цветы неброские.
Нами дороги проложены
Там, где лишь ветры хлесткие...»
В 70−80-е годы музей был одним их лучших школьных музеев не только в области, но и в России: участником ВДНХа, победителем многих всероссийских смотров школьных музеев. Об инновационной деятельности музея писала местная и центральная пресса.
В 1984 году музей был переведен в здание Мурманского государственного педагогического института (МГПИ). При этом были сохранены все экспонаты, а самые ценные (большинство икон, прялки, самовары и другие предметы) по специальному акту передали в фонды Мурманского областного краеведческого музея.
Вчерашний школьный музей быстро и органично вписался в учебно-воспитательный процесс педагогического института. Получив для размещения основного и вспомогательного фондов специального помещение — большую аудиторию, руководитель музея наладил тесное сотрудничество с комитетом комсомола МГПИ, кафедрами истории, педагогики, физической культуры, работниками отдела технических средств обучения. Это помогло стать музею центром поисковой, краеведческой работы.
Студенты сохранили традиции музея СШ №10: шефство над воинским захоронением и памятником воинам 10-й гвардейской дивизии, поставленными поисковиками на полковом кладбище; организацию слетов и шефство над ветеранами 29-го артполка, которые приезжали в Мурманск из разных уголков тогдашнего СССР; многодневные походы экспедиции с целью сбора музейных экспонатов.
Специфика содержания образования студентов привела к созданию новых форм работы: проведение учебных встреч студентов и школьников; пионерских КВН, краеведческих олимпиад; встреч с легендарными защитниками Кольского края И.А. Зайцевым, И.А. Бородулиным и др.; поисковиками Л.В. Журиным и М.Г. Орешетой; учеными-краеведами И.Ф. Ушаковым и А.А. Киселевым; писателями и поэтами В.Масловым, В.Смирновым, В.Тимофеевым и др.
На базе музея была создана любительская киностудия, которая сняла ряд учебно-методических фильмов: «Путь в профессию» (о лагерных сборах студентов в п. Верхнетуломский, готовившихся к пионерской практике), «Помни!» (посвященный воинам 10-й гвардейской дивизии), который стал победителем областного кинофестиваля любительских фильмов. Были сделаны кинозарисовки о талантливом педагоге Н.Ф. Мельникове, педагогической династии Петровых; видеозаписи об известных учителях В.Е. Андрееве, З.И. Дмитриевой, семье педагогов Чекушкиных, Ушаковых и других.
В 1988 году построили новое здание института на ул. Егорова, 16. Для музея выделили большое отдельное помещение, и началась сложная работа по перепрофилированию краеведческого музея в вузовский музей «Истории народного образования Кольского края». Работали даже в отпуске, летом, в две смены, так как для стендов и витрин требовался большой иллюстративный материал. Пришлось сидеть в архивах, просматривать фонды областного краеведческого музея, старший научный сотрудник которого Н.А. Кучина была нашим куратором, а научным консультантом — профессор МГПИ И.Ф. Ушаков.
Большую практическую помощь (материальную и моральную) оказал ректор МГПИ Э.К. Лявданский. Но главная работа по изготовлению стендов, витрин и их оформлению легла на плечи инженера Николая Крапивина, художника Александра Глущенко и фотографа Юрия Воронцова.
А в октябре 1991 года экспертная комиссия Мурманского областного краеведческого музея, ознакомившись с материалами музея МГПИ, сделала следующее заключение: «Совокупность систематизированных коллекций подлинных исторических источников, собранных в музее, и его роль в учебно-воспитательном процессе Мурманского пединститута позволяет придать музею статус ВУЗОВСКОГО МУЗЕЯ». О чем свидетельствует вскоре появившийся приказ ректора №76 от 6 ноября 1991 года.
В целях приведения деятельности музея МГГУ в соответствие с миссией гуманитарного университета его название было изменено на музей МГГУ «Кольский Север: история, культура, образование» (Приказ ректора №561-об от 19.12.2011 г.).
Вузовский музей — специфическое учреждение в сфере общественной деятельности, имеющее отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Интеграция данных педагогики, психологии, социологии, истории и других наук привела к появлению специальной научной дисциплины — музейной педагогики. Одной из ее задач является создание предпосылок и условий для активизации познавательной деятельности посетителей, совершенствование их контактов с музейными предметами и организация восприятия заложенной в них информации. Для решения этой задачи в нашем музее используются различные экскурсионные и лекционные методики, проводятся музейные уроки, конференции, семинары, создаются условия для самостоятельной научной работы с музейными предметами. Они реализуются на основе экспозиции и имеющихся фондовых коллекций.
Большую помощь музею в организации экспозиции, выставок, коллекций оказывают учителя и выпускники школ, и, в первую очередь, преподаватели, студенты и выпускники МГГУ.
Основные направления работ «Кольский Север: история, культура, образование»:
Научно-поисковая работа включает в себя комплектование фондов музея и фондовую работу. Она заключается в сборе материалов — подлинных исторических источников.
Научно-исследовательская работа заключается в тщательном изучении, систематизации и подготовке к экспонированию собранных материалов, а также к использованию их в научной деятельности преподавателей и студентов. На сегодняшний день в инвентарных книгах музея зарегистрировано 7970 единиц хранения, в том числе основного фонда 3215, в экспозиции находится более 2 тысяч экспонатов. Это памятники материальной и духовной культуры края с дореволюционного периода, из которых значительный интерес представляют следующие коллекции:
- археологическая;
- предметы поморского и саамского быта;
- иконы XVIII−XIX вв. и церковные книги (самая старая 1817 года);
- бонистическая и нумизматическая;
- значков, медалей и памятных знаков;
- газет и журналов (дореволюционные издания, 30-40 гг.);
- плакатов;
- экспонатов военного периода (документы, фотографии, листовки, предметов).
Но большая часть музейного собрания — это материалы по истории народного образования края.
Это коллекции:
- учебников (дореволюционные издания, 20-50 гг.);
- предметов школьного быта (с 1903 года);
- фотографий и негативов о школах края (с 1924 года);
- комплексы материалов по истории школ края;
- о деятелях народного образования области;
- по истории педагогического и рыбопромыслового колледжей, технического университета;
- материалов об учителях, погибших во время Великой Отечественной войны;
- по истории МГГУ.
На экспонаты основного фонда составляются научные паспорта, которые могут быть использованы в научной работе студентов. Так, изучение коллекции денежных знаков России позволило составить справочный материал «Деньги России об ее истории», который используется студентами при проведении занятий со школьниками.
Экспозиционная работа заключается в отборе материалов, содержательном и художественном оформлении стендов и витрин. Музей имеет экспозиционную площадь 45 кв.метров и отдельное помещение для обработки и хранения экспонатов. 15 витрин и 30 раздвижных стендов позволяют на сравнительно небольшой площади разместить более 2 тысяч экспонатов. Кроме того, в зависимости от проходящих мероприятий (встреч, выставок, конференций) витрины обновляются, оформляются новые планшеты и стенды. В коридорах корпусов вуза имеются объемные и плоскостные витрины, в которых демонстрируются выставки из собрания музея и личных коллекций.
К разделам экспозиции по истории края, имевшим место в школьном музее, прибавились новые: «Развитие школьного дела на Мурмане в 20-30 гг.», «Школы Мурмана во время войны», «Школы края в восстановительный период», «Мурманский государственный учительский институт (1939−1956)», «Мурманский государственный педагогический институт (1956−2002)», «Мурманский государственный педагогический университет (с 2002)», «Наши выпускники» и др.
По периметру верхней части стен зала расположены картины и макеты, соответствующие той или иной теме. Древняя история — лабиринты, макет камня с петроглифами, изображение Кольского острога; народное образование — портреты видных деятелей школьного дела. История МГГУ — галерея ректоров.
Одна часть экспозиции посвящена истории края, с которой неразрывно связана с история народного образования. На стендах представлены фотографии, документы и объемные экспонаты по археологическим памятникам, истории саамов, поморской культуре, войне 1941−1945 гг. на Мурмане.
В витринах представлена утварь, предметы быта, саамская и поморская одежда, иконы и церковные книги.
В открытой диораме выставлены предметы времен Великой Отечественной войны, найденные поисковиками школы №10 и студентами МГГУ в долине р. Западная Лица — оборонительном рубеже, где на протяжении всей войны велись кровопролитные бои. Это осколки снарядов, крыло фашистского самолета «Мессершмидт», каски, ручные гранаты и др. Здесь же в витринах уникальные документы и фотографии, личные вещи погибших бойцов, фронтовые письма.
Материалы по истории народного образования «красной нитью» проходят через всю экспозицию и занимают значительную ее часть: от церковно-приходских школ до сегодняшних элитарных образовательных учреждений и первого вуза на Кольском Севере — Мурманского государственного гуманитарного университета.
Фотографии первых учителей на Мурмане Г.Н. Петровой (представитель самой большой педагогической династии), М.А. Филянова, К.А. Гоман, А.А. Резановой, К.Н. и В.Н. Поповых и др.
Особое внимание экскурсантов привлекают предметы школьного быта 20−50-х годов: перьевые ручки, чернильницы-непроливашки, рабочие тетради по гигиене 1903 года и экзаменационные работы учащихся земского училища 1917 года, дореволюционные учебники, счетная техника (деревянные счеты, логарифмические линейки, арифмометры, первые калькуляторы, первый персональный компьютер) и многое другое, и, конечно, школьная парта, более 100 лет бывшая своеобразным символом дореволюционных и советских образовательных учреждений.
Ряд экспонатов рассказывают о деятельности мурманских школьников и учителей в годы войны. Школьники принимали участие в операции «Продовольствие» — экспедиции на острова Баренцева моря по сбору яиц морских птиц для госпиталей города, становились юнгами Северного флота и принимали участие в военных действиях. Многие из них, как и выпускники мурманских школ, поэт Александр Подстаницкий, Герой Советского Союза Анатолий Бредов в памяти родных навсегда остались юными.
Не вернулись с фронтов Великой Отечественной многие учителя: А.В. Коган, А.Д. Ахматов, И.А. Бушуев, Н.И. Исаков. И.Р. Устюжанинов, Я.А. Маслов, Б.И. Райхман, братья П.К. и А.К. Мокроусовы, Ф.М. Михеев и др. Они смотрят на посетителей с фотографий, их имена серебром вытеснены на мемориальной стелле при входе в музей, собраны воспоминания и военные письма.
Народное образование края в 60−70-е годы представлено фотоматериалами, документами, методическими пособиями, личными вещами, рассказывающими об учителях-новаторах Кольского края, среди которых по праву занимал первое место заслуженный учитель школы РФ, директор Мурманского ИУУ М.А. Погодин.
Часть экспозиции рассказывает об образовании коренного населения края — саамов, долгое время не имевшем своей письменности. Работа по ее созданию велась разными учеными многие годы. Но авторами нового саамского алфавита в 1985 году стали мурманские педагоги Н.Е. Афанасьева, Р.Д. Куруч, Е.И. Мечкина, А.А. Антонова, Л.Д. Яковлева, Б.А. Глухов.
Разнообразными материалами представлена в музее история МГГУ — первого вуза на Кольской земле. Он был открыт в 1939 году как учительский институт, в 1956 стал педагогическим институтом, в 2002 — педагогическим университетом. Над стендами по верхней части стены представлена портретная галерея всех ректоров нашего вуза, созданная студентами кафедры ИЗО факультета культуры и искусств.
Экспонаты на стендах и в витринах освещают разные стороны научной, культурной и общественной жизни МГГУ, фотографии ведущих преподавателей нашего вуза, учебная, научно-методическая и художественная литература, авторами которой являются преподаватели и студенты университета.
Учебно-методическая работа заключается в получении и закреплении знаний по истории, отраслям духовной и материальной культуры края, но и в формировании у студентов ясных представлений о профессии, осознания важной роли учительского труда. Этому способствуют экскурсии, лекции и беседы для учащихся школ, студентов и учителей города и области.
Экскурсии тематические сквозные («История народного образования Кольского края»); тематические по отдельным историческим периодам и событиям («Археологические памятники», «Культура и быт поморов», «Саамы-коренные жители Кольского севера», «Война на Мурмане», «История школ области», «История МГПУ» и др; учебные экскурсии и уроки проводятся для учащихся и студентов с целью углубления пройденного материала («Первобытно-общинный строй», «Культура России в XVII − первой половине XVIII века», «Война на Мурмане», «Интервенция в крае»); методические экскурсии и занятия проводятся со студентами, квалифицирующимися по музееведению, педагогами, методистами внешкольных учреждений, руководителями школьных музеев.
Одним из видов образовательной деятельности музея являются индивидуальные консультации со школьниками, студентами и преподавателями, которые используют материалы музея для научной работы — докладов, рефератов, курсовых и дипломных проектов.
Выставочная работа предполагает создание стационарных и передвижных экспозиций определенной тематики.
Эта работа проводится, как в помещении музея, так и за его стенами — в разных корпусах университета. В музее экспонировались следующие выставки :
- фотомастеров г. Мурманска (4 ежегодные выставки);
- военной миниатюры из коллекции выпускника В.В. Рябкова;
- дореволюционной поморской фотографии «Поморский альбом»;
- флористических работ отличника просвещения В.Н. Ушаковой;
- истории физико-математического факультета;
- к 60-летию историко-филологического факультета;
- фотовыставка «МГПИ: кадры из жизни»;
- «Летняя педпрактика студентов МГПУ»;
- «История школы на Мурмане» (совместно с обл. краеведческим музеем);
- «Русская икона» (совместно с обл. художественным музеем);
- «Взаимодействие народов на Севере: 1945−1960 годы» (международный проект);
- «Этих дней не смолкнет слава» (мемориальная фото-выставка);
- «Экспонаты рассказывают...» и др.
Ежегодно часть музейных предметов используется на выставках за пределами университета — в областном краеведческом и художественном музеях, библиотеках и школах города.
Научно-просветительская работа включает в себя проведение экскурсий и лекций встречи в музее, а также издательскую деятельность, выступления по радио и телевидению.
В целях воспитания и просвещения в музее проводятся обзорные экскурсии, которые знакомят со всей экспозицией музея и специализированные, где используется материал напрямую не связанный с тематикой музея, например, по отраслям духовной и материальной культуры, по истории города и пр. («Храмы Севера», «Северная икона», «Рождение Мурманска и его первые улицы», «Зеленый наряд Мурманска» и др. Две последние могут быть проведены непосредственно в городе на его улицах и в скверах, находящихся недалеко от школ, в которых студенты проходят педпрактику). Подобные экскурсии увеличивают масштаб деятельности нашего музея.
Распространенной формой образовательной и воспитательной работы музея, являются лекции. Они организуются сотрудниками музея и студентами в самом музее («Экологическое воспитание школьников», «Историко-природный маршрут в центре Мурманска», «Дикорастущие растения в городе»), на экологических тропах города, в школах.
Музейно-педагогический подход необходим при проведении таких форм массовой работы, как научно-практические и международные конференции, встречи ветеранов педагогического труда, ветеранов Великой Отечественной войны. На этих встречах непременно присутствую студенты, которые, общаясь с ветеранами, получают интересную информацию по многим вопросам истории.
С момента возникновения музея большое место в его работе занимает издательская деятельность. Во многом благодаря работе с его материалами вышли в свет многие печатные издания: «Очерки истории народного образования Кольского края», «Педагогическая энциклопедия Мурманской области. ХХ век. История в лицах», «МГПУ в лицах (1939−2004)», учебные книги «Мой Мурманск», «Этих дней не смолкнет слава», журналы «Наука и бизнес на Севере» (посвященный заведующему кафедрой русского языка и литературы в 50−60-е годы, диалектологу И.В. Меркурьеву), «Созвездие МГПУ» (посвященный лучшим преподавателям, которые стояли у истоков нашего университета, кто продолжает его лучшие традиции сейчас), с 2000 по 2011 годы музей выпускал региональный психолого-педагогический журнал «Наука и образование» (ежегодный вестник Мурманского отделения АПСН РФ).
В 2010 году вышел 11-й номер журнала «Наука и образование», в котором, наряду с материалами по истории города, опубликованы статьи по актуальным проблемам воспитания, обучения, образования. Его важнейшие рубрики «Духовность и время», «Региональный компонент», «История педагогики и психологии», «Ученые Заполярья», «Деятели народного образования Кольского края», «Новости, Обзоры. Информация» и др. рассчитаны на широкую педагогическую общественность нашей области. В журнал вошли ранее не публиковавшиеся воспоминания и исследования о Великой Отечественной войне.
Издана иллюстрированная книга − мини-энциклопедия по городу «Мурманск и мурманчане в потоке времени», в которой по годам перечислены все значимые в жизни города события, а также набор открыток члена фотохудожников РФ Юрия Воронцова «Прогулки по Мурманску».
В 2011 году сотрудники музея выпустили монографию об истории вуза «Alma mater: от учительского института к гуманитарному университету».
В стенах музея снимаются фильмы университетского учебного телевидения о ветеранах-педагогах, учебные фильмы, передачи мурманских теле-радио компаний.
Популярность музея растет и за пределами университета, о чем свидетельствует постоянное увеличение экскурсий школьников всех возрастов и гостей города. Ежегодно музей посещают более 3 тысяч человек, проводится более 100 мероприятий.
Музей «Кольский Север: история, культура, образование» активно развивается и заинтересован в обмене полезной информацией и опытом с другими музеями, учреждениями и частными лицами. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто любит наш вуз, бережно относится к его традициям, уважает и ценит его прошлое и настоящее.