Научно-исследовательская работа студентов в 2014—2018 годах
В университете ведется целенаправленная работа по совершенствованию финансовой, организационно-методической и информационно-технической базы научно-исследовательской деятельности студентов.
Мероприятия системы НИРС реализовываются на основе комплексного перспективного планирования ее основных направлений, видов и форм организации. Общее руководство и координация функционирования системы НИРС вуза осуществляется Советом по НИР и РИД и Студенческим исследовательским бюро МАГУ.
Организация и развитие НИРС в МАГУ определяется рядом нормативно-правовых актов: Положением о Студенческом исследовательском бюро, Положением о Студенческих научных обществах МАГУ, Положениями о проведении научно-практических конференций, предметных олимпиад и др. В целях оперативного информирования о студенческих научных и научно-практических мероприятиях функционирует раздел Научные новости сайта МАГУ, созданы группы в социальных сетях.
Научно-исследовательская работа студентов в МАГУ является неотъемлемой частью подготовки в условиях уровневого образования и носит интегративный и системный характер. Она реализуется по следующим основным направлениям:
- работа в студенческих научных лабораториях, кружках, проблемных группах и семинарах
- организация деятельности студенческих научных обществ МАГУ
- участие студентов в научно-исследовательской деятельности в соответствии с основными темами НИР МАГУ (проведение экспериментов на базе научно-исследовательских учреждений области, экспедиционные исследования, совместные исследования по плану научно-исследовательских лабораторий, грантовая деятельность и др.)
- подготовка специальных курсовых, выпускных квалификационных работ
- участие в финансируемых научно-исследовательских проектах и программах
- участие студентов в массовых научно-технических мероприятиях различного уровня (конференциях, семинарах, «Неделях/Днях науки», чтениях и др.)
- участие в состязательных научных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, выставках и др.)
- издание сборников научных работ студентов МАГУ
- осуществление связи с деканатами, кафедрами и другими структурными подразделениями других вузов страны и зарубежья
В течение 2014-2018 годов в различных формах НИРС участвовало 5087 студентов очного отделения, что составляет 43,1% от общего количества студентов очной формы обучения. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне массовости и престижа научной деятельности среди студентов университета. Количественный показатель активности студентов, принимавших участие в НИР по годам, представлен в таблице 1.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
Численность студентов очной формы обучения, всего | 1813 | 1893 | 4602 (включая филиалы) | 2174 | 967 | 12500 (включая филиалы) |
Численность студентов очной формы обучения, участвовавших в НИР, всего | 1155 | 852 | 837 | 1092 | 2104 | 6040 |
% от общего количества студентов очной формы обучения | 63,7 | 45 | 18 | 50,2 | 45,9 | 48,3 |
Широкое вовлечение студентов в НИР сопровождалось совершенствованием структуры студенческого научного самоуправления: созданы студенческие научные общества в подразделениях, расширилась сеть первичных научных объединений студентов. В настоящее время в университете функционирует 13 научных студенческих кружков, научно-проблемных групп и научных объединения, 4 научно-исследовательских лабораторий.
Наблюдается тенденция увеличения разнообразия используемых форм организации НИРС. Всего за отчетный период на базе МАГУ было проведено 80 конкурсов, 62 выставки студенческих научных работ, 194 научно-технических мероприятий НИРС. Ежегодно реализовываются такие комплексные формы организации НИРС, как Дни науки, Декады науки, Фестивали науки и др. Количественные характеристики, проведенных на базе университета мероприятий по годам представлены в таблице 2.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество организованных конкурсов на лучшую НИР студентов | 23 | 11 | 16 | 16 | 14 | 80 |
Количество организованных студенческих научно-технических мероприятий | 36 | 18 | 32 | 63 | 45 | 194 |
в том числе международные, всероссийские, региональные | 18 | 17 | 17 | 31 | 45 | 128 |
Количество организованных выставок студенческих работ | 18 | 11 | 10 | 9 | 14 | 62 |
В 2018 году МАГУ выступил организатором 45 студенческих научных мероприятий различного уровня (международного, всероссийского, регионального).
Расширяется практика участия студентов вуза в научно-технических и состязательных мероприятиях разного уровня. Студентами было подготовлено 989 докладов, 50 научных работы подано на конкурсы различного уровня, 405 экспонатов демонстрировались на выставках. Количественные характеристики по научно-исследовательской работе студентов университета и их динамика по годам за исследуемый период представлены в таблице 3.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество докладов, сделанных студентами на научных конференциях, семинарах всех уровней, всего | 902 | 781 | 830 | 831 | 989 | 4333 |
— в том числе на международных, всероссийских, региональных | 277 | 632 | 371 | 460 | 989 | 2729 |
Количество экспонатов, представленных студентами на выставках всехуровней с участием студентов, всего | 339 | 426 | 474 | 629 | 405 | 2273 |
— в том числе на международных, всероссийских, региональных | 323 | 224 | 145 | 629 | 405 | 1726 |
Количество студенческих научных работ, поданных на конкурсы различного уровня | 223 | 20 | 63 | 289 | 50 | 645 |
В 2018 году 12 работ были направлены для участия во Всероссийских открытых конкурсах на лучшую студенческую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Научные работы студентов были также представлены на международных, всероссийских и региональных конкурсах и олимпиадах, в частности:
- Международный конкурс «Инновации в развитии научных и творческий направлений образовательного процесса»;
- IV Международный конкурс научных, методических и творческих работ «Родина: патриотизм, гражданственность, толерантность»;
- Международный конкурс «YOUTH FOR SCIENCE 2019»;
- IV Международный интеллектуальный конкурс студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «UNIVERSITY STARS — 2018»;
- X Международный конкурс студенческих работ в номинации «Научно-практическая статья»;
- Международный конкурс исследовательских работ в области педагогических и психологических наук для студентов, магистрантов и аспирантов, проводимый по инициативе проекта «Interclover.ru»;
- IV Международный конкурс учебных и научных работ студентов, магистрантов, аспирантов «Quality education — 2018»;
- I Международное первенство научно-исследовательских проектов «Качество образования — 2018» в области педагогических и психологических наук для студентов, магистрантов, аспирантов;
- Международные научные олимпиады по филологии, лингвистике, психологии, педагогике;
- IIIV Международная командная педагогическая олимпиада;
- XVI Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия»;
- Всероссийский конкурс проектов среди обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования «Россия, устремлённая в будущее»;
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Наука. Инновации. Творчество»;
- Всероссийский конкурс работ арктической тематики Национального научно-образовательного консорциума («НАНОК»);
- Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв» для специалистов в сфере цифровой экономики в рамках проектов АНО «Россия — страна возможностей»;
- Всероссийский конкурс с международным участием «Россия: среда обитания»;
- Открытый конкурс эскизов коллекций одежды молодых художников-модельеров, дизайнеров на тему: «История о Северной идентичности»;
- Большой северный хакатон «NordHack»;
- Конкурс лучших практик «Актуальные направления устойчивого развития экономики Арктического региона»;
- Всероссийская олимпиада по программированию в «1С»;
- Всероссийский конкурс «1С:Бухгалтерия предприятия»;
- Всероссийская олимпиада 2018-2019 учебного года «Академия Интеллектуального Развития»;
- Всероссийская олимпиада «Подари знание»;
- Региональный конкурс научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области;
- Региональный конкурс научно-исследовательских работ студентов по профилактике экстремистских и террористических проявлений «Я ПРОТИВ!»;
- Региональный конкурс молодежных авторских проектов, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма «Добро пожаловать в Мурманскую область!»;
- Региональная олимпиада по психологии.
По итогам состязательных научных мероприятий студентами университета в 2018 году получено 164 награды различного вида.
Результаты научных исследований студентов проходят успешную апробацию на научных мероприятиях различного уровня, в том числе в 2018 году
На международных научно-технических мероприятиях:
- Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2018» (г. Москва);
- Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях» (г. Брянск);
- VIII Международный научный семинар «Нелинейные модели в механике, статистике, теории поля и космологии» — GRACOS-18 (г. Казань);
- IV Международная научно-практическая конференция «Наука и общество в эпоху перемен» (г. Уфа);
- Международная научно-практическая конференция «Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития» (г. Саратов);
- V Международная научно-практическая конференция «Наука и современное общество: взаимодействие и развитие» (г. Уфа);
- V Международная научно-практическая конференция «Приоритеты педагогики и современного образования» (г. Пенза);
- VII Международная студенческая научно — практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия. междисциплинарные исследования» (г. Новосибирск);
- III Международная научно-практическая конференция «Новшества в области педагогики и психологии» (г. Тюмень);
- Международный семинар «Картина мира современного дошкольника в Норвегии и России» (г. Альта, Норвегия);
- Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» (г. Чебоксары);
- Международная научно-практическая конференция «Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества» (г. Магнитогорск);
- Международная научно-практическая конференция «История и особенности обеспечения военной безопасности на Севере» (г. Мурманск);
- VIII Международная горнопромышленная конференция «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евро — Арктического региона: взгляд в будущее» (г. Кировск);
- IX Международная научно-практическая конференция «Север и Арктика в новой парадигме мирового развития «Лузинские чтения — 2018» (г. Апатиты);
На всероссийских научно-технических мероприятиях:
- Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» российской научно-социальной программы для молодежи и школьников;
- VII Всероссийская студенческая научная конференция «Бизнес, общество и молодежь: идеи преобразований» (г. Саратов);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение образования и профессионального становления инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (г. Череповец);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегические перспективы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» (г. Мурманск);
- Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты» (г. Санкт-Петербург);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современного иноязычного образования» (г. Армавир).
За исследуемый период студенты МАГУ за успешную научную работу были удостоены 3 стипендий Президента РФ, 2 стипендий Правительства РФ, 8 стипендий Губернатора Мурманской области, 9 премий Губернатора Мурманской области, 2 премий «Олимп» Губернатора Мурманской области, стипендии им. А.И. Солженицына, 4 стипендии мэра г. Мурманска. Количественные показатели по наградам, полученным студентами университета за каждый исследуемый год, указаны в таблице 4.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество всех видов наград, полученных студентами на конкурсах налучшую НИР и на выставках, всего | 288 | 169 | 105 | 183 | 164 | 909 |
В том числе дипломы открытых конкурсов на лучшую научную работустудентов, проводимых по приказам Министерства образования и науки РФ | 4 | 7 | 8 | 15 | 45 | 79 |
Стипендии Президента и Правительства РФ, получаемые студентами | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 5 |
Успешной интеграции студентов во всероссийское и международное научно-образовательное пространство способствует развитие внутривузовской системы мероприятий НИРС, в рамках которой были организованы научно-практические семинары, «круглые столы», олимпиады по педагогике, психологии, экономике, россиеведению, безопасности жизнедеятельности, конкурсы научно-исследовательских работ, конкурсы студенческих проектов.
Активизируется научно-проектная деятельность студентов. На протяжении пяти лет студенты участвовали в реализации международных и российских проектов и программ, в частности:
- Международный проект «Школа для всех — развитие инклюзивного образования» (Лапландский университет, г. Рованиеми, Финляндия; Министерство образования и науки МО; Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры; МГГУ, Северный (арктический) федеральный университет; Министерство образования и науки Архангельской области));
- Международный проект «Создание сети сотрудничества по профилактике наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия);
- Совместная научно-образовательная программа «Культурное наследие туризма в Баренц — регионе» (Лапландский университет, г. Рованиеми, Финляндия; МАГУ, г. Мурманск, 2016 г.);
- Российско-норвежский проект «Образование в духе мира» (Арктический университет Норвегии, г. Тромсе, Норвегия; МАГУ, г. Мурманск, 2016 г.);
- Международный научно-образовательный проект «Дошкольное образование в России и Норвегии: сравнительная перспектива» (Арктический университет г. Альта, Норвегия);
- Программа «Психосоциальное благополучие детей и подростков Арктического региона»;
- Программа «Молодежные центры»;
- Проект «Луч добра» (совместно с Комитетом по социальной защите населения г. Мурманска);
- Академическая мобильность студентов по программам «Квота» (Норвегия), Крайний Север (Норвегия), First Lapland, First Barents (Финляндия), North2North (Норвегия), Nord+ (Дания);
- Виртуальная академическая мобильность студентов по программе «Бакалавр северных исследований» (совместный проект МАГУ и Арктического университета Норвегии).
В 2018 году научно-проектная деятельность студентов была реализована в рамках таких проектов и программ, как:
- Академическая мобильность по программам «Баренц Плюс» (Арктический университет Норвегии, г. Тромсе, Норвегия) и «First Баренц Плюс» (Лапландский университет прикладных наук, г. Рованиеми, Финляндия);
- Международная конференция и студенческий форум «Арктические рубежи» (Арктический университет Норвегии, Тромсе, Норвегия);
- Международная научная конференция «Соседи на Крайнем Севере: исторические связи России и Норвегии» (Институт Всеобщей истории РАН, г. Москва; МАГУ, г. Мурманск; Арктический университет Норвегии, Тромсе, Норвегия);
- Русско-норвежский интенсивный курс по социальной работе (МАГУ, г. Мурманск; Арктический университет Норвегии, г. Альта, Норвегия);
- Международный семинар «Картина мира современного дошкольника в Норвегии и России» (Арктический университет Норвегии, г. Альта, Норвегия).
За отчетный период студентами в соавторстве с преподавателями получено одно Свидетельства об отраслевой регистрации разработки в отраслевом фонде алгоритмов и программ Госкоорцентра Федерального агентства по образованию. В 2015 году получен один охранный документ на объект интеллектуальной собственности. Получено свидетельство о включении в Реестр новых научных направлений РАЕ № 0073 от 08.06.18 г. «Исследование эколого-экономической безопасности в системе устойчивого развития Арктики». .
Студенты привлекаются к выполнению НИР по грантам. Ряд студентов выступили в качестве соисполнителей НИР по грантам:
- Грант фонда «Российский гуманитарный научный фонд»: «Язык и культура коренного малочисленного народа Кольского Севера: документация, функционирование и взаимодействие (на материале саамского языка)» (№ 545, 2014 г.);
- Грант фонда «Русский Север: история, современность, перспективы»: «Рынок труда северных территорий России: история, проблемы, перспективы (на примере Мурманской области)» (2015 г.);
- Грант фонда «Российский Фонд Фундаментальных Исследований»: «Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области)» (проект № 18-011-00712, 2018 г.);
- Грант фонда «Российский Фонд Фундаментальных Исследований»: «Инклюзивные процессы в профессиональном образовании лиц с ОВЗ как фактор трансформации социально-экономического пространства Мурманской области» (проект № 18-413-51002, 2018 г.);
- Грант международного проекта Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского «Экологическая культура. Мир и согласие» в номинации «Экологическое воспитание и просвещение» (2018 г.).
В 2015 году студенту факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности выделен целевой грант на участие в I Международном студенческом арктическом форуме в рамках Международной конференции «Арктические рубежи - 2016: промышленность и окружающая среда».
В 2018 году на различные конкурсы грантов было подано 14 заявок: из них получены 7 грантов, 2 заявки находятся в процессе экспертизы.
Одним из важнейших показателей научно-исследовательской работы студентов является количество студенческих публикаций. Всего за отчетный период студентами осуществлено 1449 публикаций, из них 713 — самостоятельно.
Эти данные по годам представлены в таблице 5.
Показатель | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|
Количество научных публикаций студентов | 273 | 250 | 296 | 285 | 345 | 1449 |
Количество научных публикаций без соавторов-сотрудников вуза | 143 | 140 | 123 | 163 | 144 | 713 |
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет говорить о стабилизации значения ежегодного количества студенческих научных публикаций до 2018 года и его активном росте в 2018 году.
В 2016 году в рамках проведения Регионального молодежного форума «Молодая наука Арктики» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Мурманской области был выпущен сборник студенческих научных материалов (21,8 п.л.). В 2018 году в ходе реализации Программы развития МАГУ был опубликован сборник научных статей «Вестник студенческой науки МАГУ» (28 п.л.).
Итоги научно-исследовательской деятельности студентов отражаются в ежегодных отчетах по НИР в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, обсуждаются на заседаниях Ученого совета МАГУ, Совета по НИР и РИД.