Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Преподаватели кафедры иностранных языков МГТУ поделились мнениями о дистанционном обучении

  • 13 апреля 2020
  • 133

Преподаватели Мурманского государственного технического университета продолжают рассказывать о своих впечатлениях о переходе на дистанционное обучение. Сегодня мнениями об образовательном процессе в таком режиме делятся представители кафедры иностранных языков.

Волкова Т. П., завкафедрой иностранных языков:

«Вторую неделю кафедра иностранных языков, как и весь университет, продолжает проводить практические занятия в режиме дистанционного обучения. Мы уже вошли в нужный ритм работы, тем более что для нас это не новый формат, элементы ДО внедрялись в учебный процесс с того момента, когда в МГТУ только появилась электронно-информационная образовательная среда, сначала это были тесты по отдельным темам, задания, разнообразные учебно-методические материалы для самостоятельного изучения обучающимися.

В этом учебном году преподавателями кафедры иностранных языков было разработано множество электронных курсов для студентов, курсантов, магистрантов и аспирантов. И вот теперь, когда для всех нас настали сложные времена и присутствие обучающихся в университетских аудиториях стало невозможным, жизнь заставила нас перейти на „полный дистант“, можно с уверенностью сказать, что мы не растерялись и успешно используем все эти разработки для обеспечения учебного процесса в удаленном формате.

Как известно, при изучении иностранного языка особенно важна систематичность занятий, поэтому преподавательский состав кафедры делает все, чтобы максимально результативно применять современные технологии в целях обеспечения качества образовательного процесса. И в первую очередь, с самого начала вынужденной изоляции основная нагрузка дистанционной учебы легла на электронно-информационную образовательную среду. В ЭИОС мы, как правило, работаем в режиме „объяснение/задание-ответ“, при обучении иностранному языку, такой формат, к сожалению, не способствует формированию основных навыков говорения — и это, наверное, самый главный недостаток дистанционного обучения для нас. Минусом „удаленки“ также является отсутствие прямого взаимодействия со студентами, „живой“ коммуникации, которая чрезвычайно важна для освоения иностранного языка и повышения мотивации к обучению.

В попытках компенсировать „живое“ взаимодействие мы обращаемся к доступным он-лайн ресурсам, таким как скайп, электронная почта, мессенджеры, социальные сети, на последних хотелось бы остановиться поподробнее. При всем неоднозначном отношении к соцсетям в обществе, именно они, вернее, она, самая популярная среди молодежи сеть Вконтакте, приходят на помощь, когда нужно найти обучающихся. Там можно быстро бросить клич, собрать всех в одной группе, оповестить, выложить презентацию или ссылку на видеофайл. Еще до начала перехода на дистанционное обучение мне пришлось заменять заболевшую коллегу, и группа курсантов, в которой велись занятия, не отличалась хорошей посещаемостью и, как результат, успеваемостью. Когда был введен режим изоляции, выяснилось, что они не подключены к ЭИОС, связи по электронной почте тоже не было, и мне пришлось обратиться к соцсети Вконтакте, Как оказалось, абсолютно все курсанты имели аккаунты ВКонтакте и мгновенно откликнулись на мой призыв объединиться в группу, для них специально была создано сообщество — учебная группа и теперь даже те, кто не посещал занятия в нормальном аудиторном режиме обучения, успешно занимаются дистанционно, что не может не радовать.

Вернемся к минусам дистанционного обучения, к ним, несомненно, можно отнести, временные затраты: много времени занимает форматирование заданий в электронном виде и последующая проверка присылаемых ответов. Кроме того, в удаленном режиме у студентов больше возможности для „коллективного творчества“ в отрицательном смысле этого понятия, были случаи, когда вся группа обучающихся присылала абсолютно идентичные ответы с одинаковыми ошибками, но я думаю, это проблема дистанционного обучения касается не только иностранных языков. Изоляция также не способствует повышению мотивации к обучению. Но все мы прекрасно понимаем, что это временные трудности в условиях чрезвычайной и вынужденной ситуации, к которой все мы стараемся адаптироваться.

Немного позитива. Хотелось бы поблагодарить библиотеку МГТУ за представленную возможность доступа к ресурсам электронной библиотеки университета, внешних электронно-библиотечных систем, издательств, что особенно важно для аспирантов и магистрантов, нуждающихся в текстовых материалах на иностранных языках, и не менее важно для нас, преподавателей, оказавшихся в вынужденной изоляции.
Мы продолжаем сотрудничать с родственными кафедрами вузов страны, коллегами из других городов, обмениваемся информацией, ресурсами. Авторы он-лайн языковой платформы „Лингваториум“ предоставили преподавателям нашей кафедры и обучающимся нашего университета бесплатный доступ до августа этого года к ресурсам „Лингваториума“, включающим дистанционные онлайн курсы по морскому английскому, лексические и грамматические тренажеры.

В общем, подводя итог, хочется сказать, что преподаватели нашей кафедры как одна дружная команда стремятся наиболее оптимально реализовать особенности и возможности современных технологий, чтобы переход на дистанционный режим в конце учебного года не повлиял на эффективность освоения образовательных программ».

Арбаева Е. И., старший преподаватель кафедры иностранных языков:

«В каждой академической группе была создана рабочая группа ВКонтакте, поэтому занятия проходят on-line. В 9.00 курсанты приветствуют преподавателя, обозначая свое присутствие, учитывается работа на протяжении всего занятия: вопрос — ответ — дополнения — замечания — оценка. Письменные задания присылаются на почту преподавателю, проверенные работы отсылаются с корректировкой авторам, наиболее общие замечания и ошибки разбираются в группе ВК.

Образовательная платформа LINGUATORIUM, которую любезно предоставили для бесплатного использования на период дистанционного обучения, помогает обучающимся совершенствовать произношение и навыки аудирования, чтения и перевода, содержит грамматические и лексические задания. Используется как тренажер. Преподаватель может с легкостью проверить объем выполненной каждым курсантом работы с точностью до процента.
В электронном виде у курсантов имеются все методические разработки кафедры и необходимые учебники. Это, несомненно, очень удобно. Устные темы и диалоги с преподавателем — это Skype. Чтобы удержать отвечающих от пользования шпаргалками можно попросить надеть на глаза маски для сна. Но это, конечно, шутка! Зато маски антивирусные надевать нет необходимости.

К недостаткам дистанционного формата обучения можно отнести случающиеся недолговременные сбои интернет-связи. Заранее курсанты были предупреждены о видах работ и привели свои компьютеры в порядок.

Занятия в шторм — проводили. Во время средиземноморской жары на палубе — да. В доке судоремонтного завода в Польше под грохот пескоструйных машин — да, бывало. Выводы будем делать позже, а пока — работаем!»

Рунова А. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков:

«Проработав три недели дистанционно, я пришла к выводу, что такая работа сложнее привычной аудиторной. Возможно, причина заключается в том, что дистанционное обучение является чем-то новым как для меня, так и для моих обучающихся.

На данный момент я постепенно вырабатываю систему дистанционной учебной работы: я работаю опосредованно (высылаю материал для самостоятельной работы, пользуясь электронной почтой, группой в соцсети, мессенджерами), а также провожу онлайн-занятия в Skype. Второй вид дистанционной работы мне нравится больше. Конечно, сначала возникали технические трудности с регистрацией обучающихся, с оборудованием, иногда с самой связью, но со временем мы все привыкаем к новой учебной реальности, работаем, на мой взгляд, довольно успешно малыми группами по 4−5 человек.

Я думаю, что дистанционное обучение не может в полной мере заменить обычную аудиторную работу, но в условиях, когда аудиторная работа невозможна, онлайн-занятия могут быть вполне эффективными».

Зыкова В. Н., доцент кафедры иностранных языков, кандидат пед. наук:

«В качестве положительных моментов хотелось бы отметить, что дистанционное обучение по нашей дисциплине позволяет в большей степени развивать навыки иноязычного письма и письменной речи. При такой форме обучения индивидуальный подход реализуется в значительной мере. Замечательно, что у нас много методической литературы на кафедре, ее можно широко использовать в обучении.

Что касается недостатков, нам в формате дистанционной работы не достает парной работы, нагрузка на преподавателя возрастает в разы. Непосредственная работа в аудитории создает особую атмосферу, которой нет в дистанционном обучении».

Мишинева А. К., доцент кафедры иностранных языков, кандидат филос. наук:

«Режим дистанционного обучения — возможность поработать в новом формате. Так как переход произошел в совершенно новых обстоятельствах, то это оказалось своего рода проверкой способности к адаптации к новой форме работы, как у студентов, так и у преподавателей. Потребовалось пересмотреть некоторые организационные моменты — режим дня и работы. Приятно, что в целом студенты активно включились в работу. Думаю, что увеличение самостоятельной подготовки принесет свои плоды: возможно, стало больше времени разобраться в изучаемом материале в удобное для себя время, акцент сместился на творческую и исследовательскую работу. С другой стороны, обучение иностранному языку требует непосредственного контакта преподавателя и обучающегося при совершенствовании, в частности, навыков говорения. Конечно, в этом случае используются возможности интернет-видеоконференций. Также не хватает профессионального общения с коллегами. Личное общение уже ценишь намного больше.

В новых обстоятельствах растешь профессионально (продумываешь варианты работы со студентами, „прокачиваешь“ навыки, необходимые для такой работы). Объем работы у преподавателей значительно увеличился: больше внимания уделяется каждому студенту, обмен информацией происходит достаточно быстро, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода. В целом работа в таком формате налажена вполне эффективно».

Малаева А. В., доцент кафедры иностранных языков, кандидат пед. наук:

«В сложный период, когда всему миру пришлось столкнуться с вызовом пандемии, самоизолироваться и перейти на удаленный режим работы и учебы, преподаватели иностранного языка как никогда поддерживают друг друга. Давние связи с учебно-методическими кабинетами издательств учебной литературы Relod и Eurolibra во многом облегчают нам эту задачу. Преподаватели кафедры могут получить подробные инструкции, описания и ресурсы по организации дистанционного обучения с помощью аутентичных учебно-методических комплексов и онлайн-сервисов. Это особенно ценно, когда речь идет об изучении общего курса иностранного языка. Ресурсы настолько разнообразны и обильны, что теперь у преподавателей появляется другая проблема — как выбрать, структурировать и встроить уже отобранный материал в курс преподаваемой дисциплины. Конечно, есть у издательств и аналогичные курсы английского языка для специальных целей, но, как показывает практика (хотя, может, звучит нескромно), учебные разработки преподавателей нашей кафедры по профессиональному иностранному языку не уступают, но и в определенных аспектах их превосходят. И сейчас, на мой взгляд, очень важно для преподавателей и обучающихся сделать так, чтобы эти уникальные разработки стали полноценными и конкурентными курсами профессионального иностранного языка, которые были бы максимально адаптированы к новым условиям».

Педько В. А., старший преподаватель кафедры иностранных языков:

«Бесспорно, дистанционное обучение в настоящих условиях доказывает свою состоятельность и необходимость. Доступность и разнообразие средств коммуникации, поиска информации и, конкретно, реализации образовательных задач в информационной среде открывают новые горизонты образовательных возможностей и настойчиво требуют внедрения.

В том, что касается преимуществ для обучающихся, это, в первую очередь, возможность распределения нагрузки и эффективной организации своего рабочего времени самими студентами. В работе приоритетным становится действительно важный безотносительно направления подготовки навык самостоятельного решения, в нашем случае — учебных, задач, опирающийся на и развивающий помимо психологической зрелости также и компьютерную грамотность, которая является неотъемлемым свойством любого современного специалиста, даже более того, современного человека. Преподаватель, в свою очередь, получает возможность реализации педагогических задач на другом уровне взаимодействия с обучающимся, что также даёт импульс к творческому переосмыслению образовательного процесса в целом и своей роли в нём.

Однако наряду с положительными сторонами данного подхода требуется обозначить спорные моменты. Вопрос организации труда и роли учебного заведения в нём. Оставив пока в стороне вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования данных процессов (вопросов важнейших, которые могут поставить крест на всех вновь обнаруженных достоинствах дистанционного обучения), обратим внимание на материальную сторону ситуации. Чтобы дистанционное обучение не превратилось в самодеятельность преподавателей, учебные заведения должны обеспечить должный уровень материально-технической оснащенности рабочего места преподавателя. Иначе любые требования к внедрению данного подхода окажутся преждевременными, если они лягут бременем на плечи преподавателей.

В продолжение данных замечаний необходимо отметить, что дистанционное обучение не является способом уменьшения нагрузки преподавателя. Необходимость подготовки материала, должного оформления его в электронной среде, интерактивного взаимодействия с обучающимися, проверка, отчётность и пр., что не отменяет, со всей очевидностью, других обязанностей преподавателя, в том числе, тех, что связаны с очной формой взаимодействия, без соответствующего нормирования имеет риск превратить рабочий день преподавателя в круглосуточный. К тому же формирование адекватной ЭИОС в рамках вуза, а вопрос, в конечном итоге, будет непременно ставиться именно таким образом, потребует, без преувеличения, колоссальных временных затрат.

Ничуть не менее важно воздействие чрезмерной работы за компьютером на здоровье — как преподавателей, так и обучающихся. Это касается и зрения, и опорно-двигательного аппарата, и пр. Тем более что взаимодействие с компьютером выходит в повседневной жизни подавляющего большинства этих людей далеко за рамки одной только учёбы. Уже только поэтому внедрение дистанционного обучения как основного кажется сомнительным. Особенно наглядно это сейчас, когда в условиях ограниченного взаимодействия между людьми в целом, он стал единственным.
Дистанционное обучение, мыслимое как важный и действенный, но не единственный и не основной, инструмент в руках системы образования, способен принести грандиозную пользу. Но очарование даже такого мощного орудия, каким оно видится в настоящее время, без осознания его явных ограничений может привести не столько к обновлению и модернизации всего подхода к образованию, сколько к осложнению его реализации и искажению самого образа жизни всех участников образовательного процесса».

_

Впечатления преподавателей МГТУ — Часть 1

Поделитесь ссылкой
Разделы
Архив МГТУ