«За расширением кругозора приходите к нам!»: киноклубу МАГУ «Арт-прожектор» исполнилось 15 лет
Боевик? Мелодрама? Комедия? Ужасы? Приходи в киноклуб Мурманского арктического государственного университета и совсем скоро вопрос выбора вечернего фильма не будет вызывать трудности. Кроме того, ты откроешь для себя новые жанры в кино, увидишь редкие работы легендарных режиссеров и станешь настоящим экспертом в области кинематографического искусства.
В этом году киноклубу МАГУ «Арт-прожектор» исполнилось 15 лет! О том, как менялся клуб вместе с его участниками, рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук Александр Сауткин.
Александр Александрович, как и когда появился киноклуб? Кто его создатель? Почему носит именно такое название?
Киноклуб появился весной 2006 года благодаря мне. Уж извините за нескромность, но это исторический факт: мне пришло на ум, что было бы круто собираться вместе со студентами, да и просто со всеми желающими, чтобы смотреть и обсуждать кино. Собственно, клуб появился как результат моей любви к кинематографу: знаете, когда человек влюблен, ему порой хочется кричать об этом на весь мир. Вот и мне хотелось делиться этой радостью от просмотра фильмов с другими, обсуждать их и однажды попытаться снять своё собственное кино.
К слову, первоначально наше неформальное объединение не имело никакого названия, просто «киноклуб». Но потом появилось нынешнее имя, поскольку киноискусство для нашего сообщества — это своего рода прожектор, собирающий свет в мощный направленный луч, который выхватывает из темноты какие-то важные для человека вещи. Ведь с помощью кино можно пролить свет на любые проблемы: бытовые, социальные, научные, философские.
При создании клуба какую задачу ставили превыше всех?
Изначально не ставил каких-то масштабных фундаментальных целей. Задача была одна — вместе смотреть необычное, редкое кино, а также классику. В общем, стремился разнообразить «культурный рацион» студентов, интересующихся кинематографом. Это ведь было время, когда ещё не было доступного всем высокоскоростного интернета, да и найти нужные фильмы было совсем нелегко: некоторые ленты приходилось заказывать по почте, причем какие-то из них — даже на кассетах VHS.
На раннем этапе существования киноклуба одной из ведущих задач было информирование студентов о том, какие вообще существуют фильмы, режиссеры, направления и показы. У нас был ноутбук, экран и медиа-проектор. Что еще надо для счастья? Ради чего вообще существует индустрия кинематографа? Ради этих мгновений, спрессованных в полтора-два часа, когда мы в темноте кинозала, затаив дыхание, погружаемся в этот мир оживших грёз.
А с чего началось ваше увлечение кино?
Если честно, еще со школьных времен. Помню этот особый детский трепет по отношению к посещению кинотеатра и особую романтику того времени, ведь иначе, как в кинозале, посмотреть фильм когда-то было попросту невозможно. Потом уже появились видеомагнитофоны. Здесь следует отметить и специфическую атмосферу начала 90-х годов. Молодые провинциальные киноманы, как я, были лишены возможности регулярного посещения столичных кинотеатров вроде «Иллюзиона», где крутили старые фильмы, равно как недоступным для нас было и современное фестивальное кино. Мы ведь жили не в Москве и не в Санкт-Петербурге. Поэтому мы просили знакомых записывать фильмы на кассеты в видеотеках больших городов.
Я и сам записывал кино в Санкт-Петербурге (помню, было одно такое местечко на Литейном), поскольку не все фильмы можно было найти на лотках у торговцев кассетами. В свободном доступе многих редких фильмов не было. Это сейчас можно зайти с домашнего компьютера в Интернет и сказать себе: «Так, а не глянуть ли мне сегодня вечерком какой-нибудь фильм раннего Фрица Ланга? Или нет, лучше посмотрю что-нибудь из французской „новой волны“».
15 лет — большая цифра. Как менялся киноклуб?
На протяжении многих лет традиционно мы собираемся два раза в месяц. Эти собрания практически сразу вызвали интерес среди студентов, информация о клубе быстро распространилась в городе. Приходили ребята и из других мурманских вузов, да и люди, уже вышедшие из студенческого возраста, тоже приходили и приходят. Постепенно сложилось сообщество заинтересованных в этих встречах людей. Постепенно мы пришли к мысли, что посмотрели уже достаточно фильмов, поэтому настало время снять что-то своё.
Так, одним из направлений деятельности нашей киноклубной тусовки стали съемки любительских фильмов. По большей части, это были фильмы ужасов, но встречались и другие жанры. Например, лирическая короткометражка «Науру», которая даже участвовала в международном конкурсе короткометражных лент питерского фестиваля независимого кино «Чистые грёзы» в 2010 году. Никаких призов мы, конечно, не получили, но сам факт отбора на такой фестиваль был крутым достижением для нас.
Мне хотелось бы отметить участие киноклуба «АРТ-Прожектор» в помощи профессиональным кинематографистам, которые снимают у нас в регионе. Так, за годы существования киноклуба его участники помогали с организацией и проведением съемок французскому кинодокументалисту Стефану Каррелю (док. фильм «Les toiles de la Russie»), швейцарскому режиссёру Бенни Ябергу (короткометражка «The Green Serpent», призёр фестиваля в Локарно), греческому артхаусному режиссёру Ангелосу Францису (х/ф «Неподвижная река»). Это говорит о том, что наше студенческое киносообщество не замыкается в уютных стенах 313-й аудитории на Егорова, 15, а вовлечено в достаточно интенсивные творческие взаимодействия.
К слову, киноклуб как официальное студенческое объединение был зарегистрирован только в 2016 году. 10 лет он существовал автономно, без денежных вознаграждений руководителю, отчётных собраний и прочих формальностей. Просто регулярно два раза в месяц я готовил мини-лекции, смотрел и обсуждал кино со всеми желающими, помогал ребятам самим снимать фильмы, и это было весело и безумно увлекательно. Бюрократические моменты совсем не важны. Намного важнее живой и непосредственный интерес людей. Можно создать формальную организацию и согнать в нее участников принудительно или через какие-то манипуляции, но зачем? К нам люди приходят просто потому, что им интересно. Это самое ценное. И многие остаются с нами, даже закончив университет. Так, в частности, я хотел бы особо отметить и сердечно поблагодарить нашего выпускника Александра Шалавина за многолетнюю и бескорыстную помощь в делах киноклуба.
Как попасть в киноклуб новому участнику?
Нужно просто прийти в назначенный час к нам на собрание или на какое-либо другое мероприятие, например, на Арктический киномарафон «Снять за 72 часа». Кроме того, есть группа в социальной сети «ВКонтакте», где также можно заявить о своем желании присоединиться к киноклубу.
В новом сезоне мы планируем не только продолжать знакомство с шедеврами мирового кино, но и провести Третий Арктический киномарафон, а также снять короткометражный фильм. Прямо сейчас мы готовим заявку на конкурс грантов губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи, и даже если не выиграем в конкурсе, снимать кино всё равно будем!
Напоследок, поделитесь вашей личной подборкой фильмов для настроения: для поднятия духа, чтобы поймать легкий сплин, посмеяться, поучительный, «встряхивающий» сознание и не дающий спать?
Для поднятия духа и для мотивации сопротивления трудным обстоятельствам я бы посоветовал фильм Михаила Калатозова «Неотправленное письмо», снятый в далеком 1959 году. Это суровая драма о выживании: группа геологов оказывается отрезанной от большой земли, теряется в тайге и старается спастись и донести важные результаты геологоразведки. Если вы считаете, что ничего круче «Выжившего» Иньярриту не существует в природе, посмотрите «Неотправленное письмо». Возможно ваше мнение поменяется.
Из фильмов про преодоление одиночества и обретение любви посоветовал бы французский фильм «Летняя ночь в городе» режиссера Мишеля Девиля. В этом фильме всего два героя, он и она, всё действие происходит в одной комнате, но уверяю, скучно вам не будет. И хотя это кино достаточно оптимистичное, легкий флёр меланхолии в нём тоже присутствует.
Ну, а если хотите «встряхнуть сознание» и примерно с неделю по ночам размышлять над вопросами «Да что же я такое посмотрел? Как связаны тут все эти герои? Что произошло в театре „Силенцио“?», то смело смотрите «Малхолланд драйв» Дэвида Линча. Возможно кто-то успел его посмотреть во время недавних показов в кинотеатре в рамках программы «Иное кино».
Ну, а что касается комедий, чувство юмора у меня специфическое, и возможно, то, что мне кажется смешным (например, фильмы американской независимой студии «Трома» или классика от британцев «Монти Пайтон»), понравится далеко не всем. Поэтому порекомендую, пожалуй, пародию Мела Брукса «Дракула мертвый, но довольный». Возможно, это не лучший фильм Брукса, но мне он почему-то нравится. Лесли Нильсен в роли графа Дракулы — это же великолепно! Правда, для полноты ощущений нужно знать классические ленты про Дракулу, которые, собственно, и пародируются в этом фильме. Так что за расширением кругозора приходите к нам на киноклуб следующем сезоне!