Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

МГТУ провел российско-норвежскую конференцию по готовности к чрезвычайным ситуациям на море

  • 9 апреля 2015
  • 125

Мурманский государственный технический университет проводит 9 апреля международную объединенную российско-норвежскую научную конференцию «MARPART — SEBS: Партнерство в области готовности к чрезвычайным ситуациям на море, поиску и спасению на Крайнем Севере».

Данное мероприятие организовано в рамках двух международных проектов: «Предотвращение чрезвычайных ситуаций на море и международное сотрудничество на Крайнем Севере» (MARPART) и «Поиск и спасение в восточной части Баренцева моря» (SEBS). Эти проекты нацелены на развитие практического двустороннего российско-норвежского сотрудничества, достижение взаимопонимания по будущим вызовам в обеспечении безопасного мореплавания на Севере, вовлечение заинтересованных сторон в обсуждение, разработку и реализацию совместных программ подготовки и обучения персонала.

Видео СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ В АРКТИКЕ (Источник — SARINOR).

— В природе границ не существует, океан очень сложно устроен, и разлив нефти в районе Киркенеса уже через сутки может принести эту нефть к нам, в Мурманскую область. Проведение таких конференций способствует международному сотрудничеству и взаимодействию в таких важных областях, как поиск и спасение на море, ликвидация аварийных разливов нефти в Арктике, — отметил заместитель губернатора Мурманской области Григорий Стратий.

— Интерес к Арктике из года в год увеличивается в России и в мире. Стоящие в повестке дня темы охватывают широкий круг вопросов. Расширение экономической деятельности в Арктике ставит новые задачи перед странами, имеющими выход к северным морям, — сказал начальник Морской академии МГТУ Юрий Юдин.

Неослабевающий интерес к Арктике объясняется ростом интенсивности судоходства на Севере. В то же время некоторые специалисты скептически относятся к использованию арктической водной магистрали. В Арктике отсутствует необходимая инфраструктура обеспечения, инфраструктура для организации поиска и спасения на море. Еще предстоит немало сделать для организации мониторинга ледовой обстановки.

Наиболее быстрыми темпами судоходство сегодня развивается в западных морях Арктики. Основная доля арктического судоходства приходится на рыбопромысловую деятельность — примерно 50 процентов.

К 2020 году, по оценкам специалистов, по Севморпути будут перевозиться примерно 40 миллионов тонн грузов. Грузопоток через Суэцкий канал сейчас составляет 718−720 миллионов тонн в год, а через Панамский канал — порядка 170 миллионов тонн. В последние годы весьма ощутима тенденция роста транзита грузов по Севморпути.

— В моем понимании человек, который выходит в море, должен быть уверен, что он вернется на берег. Поэтому мы обсуждаем вопросы, касающиеся безопасности мореплавания в Арктике, — сказал Юрий Юдин.

По словам директора Объединенного спасательно-координационного центра Северной Норвегии Бента Ове Ямтли, одна из последних удачных спасательных операций в Арктике была проведена на платформе Scarabeo 8 в сентябре 2012 года, когда во время чрезвычайной ситуации на борту было 140 человек. Он также отметил, что правительство Норвегии нацелено на организацию более развитой инфраструктуры по спасанию в Арктике, на приобретение и ввод в эксплуатацию новых вертолетов береговой охраны. Задача, которая ставится перед норвежскими спасателями, состоит в возможности эвакуации одним вертолетом как минимум 20 человек за два часа с объекта, расположенного на расстоянии до 150 морских миль от вертолетной базы. Более того, с 2017 года, по словам Бента Ове Ямтли, Норвегия планирует использовать новые суда береговой охраны.

— Развитие нефтегазовой отрасли, растущая интенсивность работы круизных линий создает определенные риски мореплавания в Арктике. Мы наблюдаем рост активности около Гренландии, на трассе Северного морском пути. В Норвежской части Баренцева моря нет льда, но ситуация не менее сложная с интенсивностью судоходства. Кроме того, у России большие планы по освоению месторождений нефти Арктики, — отметил профессор Университета Нурланда, менеджер проекта MARPART Одд Ярл Борх.

При этом он отметил, что примером успешного сотрудничества явилось участие норвежских судов обеспечения нефтегазовой отрасли в пробном бурении структуры «Университетская» на шельфе Карского моря летом 2014 года. В этой операции принимали участие 11 норвежских судов.

Менеджер по охране окружающей среды и безопасности Северного операционного офиса Statoil Лилл Хариет Брусдал рассказала о деятельности компании на севере и готовности к чрезвычайным ситуациям.

Доцент кафедры судовождения МГТУ Александр Суслов проинформировал об использовании Глобальной морской системы связи при бедствии в условиях Арктики. Он также рассказал о методах борьбы с помехами в системах морской радиосвязи, что очень важно при судоходстве в высоких широтах.

На конференции обсуждается широкий круг вопросов по организации систем поисково-спасательных работ, использованию существующих ресурсов, реализуемым программам по модернизации и увеличению мощностей и повышению компетенции, аспектам организации и проведения поисково-спасательных операций на Севере, вызовам судоходству в восточной части Баренцева моря.

Нельзя переоценить важность правильной организации систем поисково-спасательных работ на севере. Трагедия, случавшаяся в ночь на 2 апреля 2015 года с рыболовным траулером «Дальний Восток» в Охотском море, где условия приближены в арктическим, унесла жизни 69 человек.

Поделитесь ссылкой