Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Мамы в авторитете. Как устроена семья на Кольском полуострове?

Впервые в истории региона десять северян были награждены памятными знаками «Русское Заполярье», учреждёнными по инициативе путешественника Фёдора Конюхова. Почётный работник высшего профессионального образования Алексей Авдеев одним из первых получил награду.

Наталья Кобзева, «АиФ на Мурмане»: — Алексей Петрович, вы родились в Волгоградской области. Расскажите, почему переехали на Кольской полуостров?

Алексей Авдеев: — В Мурманск я попал по распределению по окончании аспирантуры при Волгоградском педагогическом институте. После школы пошёл в техникум, мне присвоили квалификацию техника-механика по ремонту и эксплуатации тракторов и автомобилей. Работал механиком, вёл курсы трактористов и машиноведения в школе. Это и побудило меня стать педагогом. С 1 января 1972 года приступил к исполнению обязанностей сначала ассистентом, затем стал старшим преподавателем, затем доцентом, потом проректором по учебной работе в Мурманском арктическом государственном университете (МАГУ) (тогда — в Педагогическом институте).

— Как отреагировали, когда узнали, что вас отправляют на Кольский полуостров?

— Очень болезненно! Не я выбрал МАГУ, он сам выбрал меня. Я был не целевиком, а мальчиком с улицы, который поступал в аспирантуру на общих основаниях и подлежал распределению. У меня не было особого выбора: либо Благовещенск-на-Амуре, либо Мурманск. И то и другое для человека, который вырос в шолоховских местах, большой стресс. Там тепло, богатая природа, много солнца. Волгоград — южный, живой город, город-миллионник, в отличие от Мурманска. Крайний Север меня пугал. Я плакал, плакал физически, у меня текли слёзы от мысли, что поеду в Мурманск. Планировал отработать три года и уехать, но вскоре адаптировался, здесь у меня сложилась семья.

— Сейчас вы преподаёте педагогику, в том числе и семейную. Что это за предмет?

— Семейная педагогика много даёт для понимания, что такое семья как величайшая историческая, национальная и личностная ценность. Семьеведение особенно благодатно тем, что у студентов есть практические занятия, где они узнают о ролях мамы и папы, бабушки и дедушки, о воспитании и развитии детей.

— А личный опыт помогает преподавать?

— Я вырос в многодетной семье. У мамы с папой было восемь детей, все достигли совершеннолетия, состоялись как личности. В семье я занимал золотую середину. У мамы был божий дар воспитания. И я потом, пользуясь опытом внутрисемейных отношений, воздействовал на младших: сначала играл с ними, а потом учил сестёр и брата, а затем и свою дочь.

Готовить подрастающее поколение к вступлению в брак нужно и практически, и психологически. Сейчас важнейший социальный институт, который готовит к этому, — семья. Но семьи, особенно на Кольском полуострове, очень разные. В 90-е годы я преподавал в школах предмет «Этика и психология семейных отношений». Он вызывал у старшеклассников повышенный интерес, был действительно востребован. На уроках мы рассказывали, какие возрасты наиболее благодатны для того, чтобы родить детей. Для Заполярья это 18-25 лет, но сегодня большинство мамочек рождает первенцев в возрасте 26-35 лет.

— Как вы думаете, стоило бы вернуть этот предмет в школьную программу?

— Я думаю, жизнь сама заставит вернуть предмет в школы. Пусть даже это будут факультативные занятия. Государственные образовательные стандарты жёсткие, в них сложно ввести новую дисциплину. Но такой предмет просто необходим, потому что кризис семья переживает во всём мире, даже в высокоразвитых странах. А на Кольском полуострове — ещё и очень болезненно. Это сопровождается тем, что много браков распадается. Конечно, сегодня материальная поддержка со стороны государства и региона сильна, но идеал семьи — это полная. Мужчина и женщина должны вступать в брак добровольно и по любви. Но зачастую они имеют так мало представлений о функциях семьи. Это ведь удовлетворение не только потребностей в любви, но и потребности в отцовстве, в материнстве. Такие высокодуховные потребности формируются только в семье, их не взрастишь ни в профсоюзе, ни в армии, ни в общественных организациях.

— А чем семьи на Кольском полуострове отличаются от остальных?

— На систему семейных отношений сильное влияние оказывают особенности нашего региона — социальные, миграционные, экономические, национальные. Мне много приходилось выступать по теме проблем семейных отношений, и конкретно — по особенностям семьи Кольского Заполярья, в том числе и за рубежом: в США, Германии, Финляндии, Норвегии, Швеции. Эту информацию там воспринимают с интересом, особенно семейные люди и педагоги.

На Кольском полуострове особую роль играют мамы как источник жизни, радости, благополучия и счастья. Мама — это та женщина, которую нужно оберегать и в семье, и в государстве, и в обществе. Мать на Севере — носитель высокого авторитета в семье. Это обусловлено природой и особой материнской любовью к себе самой, к семье и детям. У мужчин это выражено по-разному, потому в Заполярье их авторитет в семье ниже.

— Во власти есть люди, которые говорят: «Мы вас рожать не просили». Как вы думаете, государство должно поддерживать семьи?

— Любое счастье, а семейное — прежде всего, нуждается в прочной экономической основе. Семья как социальный институт должна очень мощно поддерживаться государством. В нашем регионе делают немало. Экономическая поддержка семьи идёт по 18 каналам.

Семью должен создавать социально зрелый человек, который имеет профессию, рабочее место и хорошую оплату труда. Потому что с появлением первого младенца становится очень сложно: три человека — и одна зарплата. Важна государственная и региональная материальная помощь, а также поддержка в остальных сферах: бесплатные медицина и образование. Я хотел бы обратить внимание на низкий уровень педагогической, правовой и психологической культуры многих родителей. У нас есть кодекс о семье и браке, но молодые люди мало осознают степень ответственности, которую на себя берут и имеют по закону. Это комплексная проблема.

— Вы преподаёте больше полувека. Что-то изменилось за это время в образовании?

— Педагогика — одна из инертных сфер деятельности. Классический подход к человеку как к личности, подход к обучению и воспитанию изменился незначительно. Но за 35 лет появились новые требования, стандарты, технологии. Процесс глобализации характерен не только тем, что информация стала доступна, но и новоявлениями. Часто они не очень симпатичны, например однополые браки, виды и формы аттестации и контроля. Почему родители должны быть грамотными в области педагогики? Чтобы понимали, что есть хорошо, а что плохо, что можно принимать из-за рубежа, а что для нас неприемлемо в силу традиций и особенностей семьи, например: система межличностных отношений «родитель № 1 и № 2», однополые браки, физические и морально жестокие наказания детей в семье.

— Вы возглавляете Ассоциацию городов-побратимов Мурманска и Джексонвилла. Чем она занимается?

— Эта организация сделала очень много. Были совместные проекты и программы взаимодействия в сфере культуры, образования, здравоохранения. Например, группа наших студентов ездила во Флориду на стажировку. Свыше 40 врачей из городской и областной больниц прошли её в госпитале Джексонвилла. Сейчас в силу особенностей взаимоотношений с Америкой этот процесс практически прекращён.

— Вы одним из первых получили знак «Русское Заполярье». Как отреагировали?

— Поначалу я даже не поверил! Этот знак для тех, кто осваивал Арктику, для первооткрывателей и исследователей, в моём понимании. Но затем послушал и осознал выступление Фёдора Конюхова, познакомился с деятельностью Мурманского географического общества, Ассоциацией полярников. Их главный девиз — жить и работать за полярным кругом. И я понял, что для меня эта награда очень высокая: я отдал полвека Кольскому Заполярью, не только работал, но и выполнил много общественных поручений. Сначала я просто удивился, а потом был прилив чувств и эмоций. Это побудило меня осмыслить прожитые годы: то ли я делаю и то ли делал. Оказалось, всё то. И общество это оценило, к счастью.

— На вас произвёл впечатление известный путешественник?

— Фёдор Конюхов — человек здоровый физически, высокодуховный, с великолепно развитыми волей, эмоциями и чувствами, преданный Отечеству. Он восхищает многогранностью: исследователь, художник, просветитель, гуманист. Его отношение к Северу и к северянам невероятно. Он открыто сказал, что любит Кольский полуостров и тех, кто осваивает Арктику. И тогда я понял, что не зря проработал полвека в Заполярье и не зря прожил жизнь. Я в каком-то смысле тоже полярник.

— Сегодня вы ощущаете себя северянином?

— Малую родину я не забываю, это истоки всех истоков, но чувствую себя северянином. Почему? Потому что Север принял меня, я адаптировался. Мне близки люди, среда, природа. На юге мне уже тяжело даже по состоянию здоровья, здесь комфортнее. У меня всё состоялось лучшим образом!

Фото: Правительство Мурманской области

Поделитесь ссылкой