Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Профессор Щебарова: Общепит и торговля Заполярья справляются с вызовами

За время действия ограничительных мер в Мурманской области часть предприятий торговли и общественного питания сумела адаптироваться к новым условиям.

Такое мнение в беседе с СеверПост высказала доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и предпринимательского права МАГУ Наталья Щебарова.

«И эту адаптацию они продолжат и в условиях постепенного снятия ограничений», — считает она.

По мнению профессора, и тот, и другой бизнес сумели привнести в своё дело современные цифровые технологии. В частности, рестораны и кафе наладили производство еды и доставку её на дом или в офисы. Им пришлось пойти на изменения в схемах логистики и управления, на реструктуризацию штатов персонала. Однако те компании, которые не смогли справиться с современными вызовами, уже ушли с рынка.

«Они даже с учётом мер поддержки со стороны федерального и регионального правительства не смогли сохранить штат и удержать свой бизнес», — говорит Наталья Щебарова.

Что же касается вероятного снятия ограничений, то собственники выживших структур правы в том, что не стоит ждать беспрецедентного наплыва клиентов и покупателей. В то же время, опыт других регионов показывает, что ослабление ограничений оживило этот рынок, «и мы можем прогнозировать это и в нашем регионе», считает экономист.

Что касается торговых предприятий, то многие из них активно занимаются продажами онлайн. И некоторые из них сумели даже увеличить свои продажи.

«Мы знаем, что кризис — это всегда не только потери, но и возможности», — комментирует ситуацию профессор. Она считает, что некоторый рост продаж в магазинах со снятием ограничений произойдёт, поскольку онлайн-покупки без примерки — это своего рода лотерея.

Наталья Щебарова уверена, что возвращения торговли и общепита к классическим схемам оффлайн-продаж в ближайшие год-полтора ожидать не стоит. Однако сочетание оффлайн продаж и онлайн-торговли позволит многим не только выйти из кризиса, но и развить свой бизнес, считает профессор.

Поделитесь ссылкой