Город станет арт-пространством
В рамках межвузовского форума «Опорные университеты — драйверы развития регионов» Российская газета подготовила спецвыпуск обо всех опорных вузах страны.
В Мурманском арктическом государственном университете (МАГУ) реализуется стратегический проект «Креативный город — территория развития». Его цель — формирование многоуровневой социокультурной системы, обеспечивающей условия самореализации личности, комфортной среды и развитие креативной экономики и человеческого капитала.
— У нашего университета есть немалый опыт в разных областях арктического дизайна, культурного предпринимательства и арктического туризма, — рассказал «РГ» ректор МАГУ Андрей Сергеев. — В 2017 году мы стали одним из инициаторов создания экономического регионального «Кластера северного дизайна». В университете функционируют центр творческих индустрий «Элементарно», Арт-галерея «Отпечаток», Арктический центр туристских практик и инициатив, центр прикладной урбанистики. Они стали инструментами развития креативной среды региона и реализации программы университета.
Проект «Опорные вузы России» стал продолжением инициатив по развитию высшей школы. Первые опорные университеты появились в начале 2016 года после того, как экспертный совет при Минобрнауки России в результате открытого публичного конкурса одобрил 11 заявок из 15, поданных на соискание нового статуса. Это давало им возможность получить государственные субсидии для своего развития из федерального бюджета. На период до 2020 года они получили государственное обеспечение в объеме 100-150 миллионов рублей в год — при условии софинансирования в размере не менее 20 процентов от объема субсидии.
В феврале 2017 года был объявлен старт второго этапа конкурса, на который поступило 86 заявок, и в апреле этот статус получили еще 22 региональных университета. Сегодня их 33. По идее разработчиков проекта, поддержка региональных вузов, их кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов должно было усилить университеты, позволить им привлекать одаренных студентов, готовить необходимое региональным предприятиям и экономике в целом число специалистов, причем востребованного качества. При этом они должны были сократить неэффективные траты, за счет чего повысить зарплаты преподавателей, а дополнительные выделяемые государством средства направить на свое развитие.
Перед ними были поставлены четкие и конкретные задачи. Нередко в регионах складывается ситуация, когда лучшие выпускники школ уезжают учиться в престижные вузы больших городов, а потом и остаются там работать, тем самым сокращая человеческий капитал своей малой родины. Поэтому первой задачей для вузов было — стать центрами притяжения талантов и генерации лидеров изменений, формировать новую региональную элиту, начиная с работы со школьниками и населением.
Вторая задача — трансформироваться в региональные аналитические и научно-инновационные центры, которые помогали бы властям региона мониторить и анализировать процессы, происходящие в их экономике, внедряли инновации в реальное производство. И третье — стать инициаторами и активными участниками позитивных изменений в городской и региональной среде в целом.
Всем участникам проекта предстояло модернизировать свою образовательную деятельность, систему управления университетом, материально-техническую базу и социально-культурную инфраструктуру. Но не замыкаться на своих внутренних задачах, а активно влиять на развитие местных сообществ, культуру, общую атмосферу в своих городах и регионах.
Время показало, что большинство опорных университетов с этими задачами справляются успешно — растет их авторитет и в глазах региональных властей, и у населения. Молодежь все чаще выбирает «свои» университеты, не стремясь непременно уехать учиться в столичные города. В опорных вузах появляются новые интересные проекты — как исследовательские, так и прикладные, обновлены формы и методы обучения, активизировалась внеаудиторная деятельность, связи с производствами и местными сообществами.
— Абитуриенты и родители сознательно выбирают обучение именно в опорных университетах, потому что там есть возможности для занятия наукой, для дальнейшего карьерного роста и хорошая возможность для трудоустройства, — заявил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев.
Сегодня мы подробно расскажем о том, как живут опорные университеты, чем гордятся их студенты и преподаватели, как оценивают их руководители регионов и население.