Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Проблемы и перспективы подготовки кадров в Мурманской области

  • 18 декабря 2009
  • 144

Основанный почти 60 лет назад как высшее морское мореходное училище для подготовки специалистов флота рыбной промышленности, в настоящее время Мурманский государственный технический университет является уникальным многопрофильным центром подготовки и переподготовки кадров не только для Мурманской области, но и для всего Северо-Запада России. Сейчас в МГТУ обучается порядка 9500 человек, в том числе около 400 аспирантов и соискателей по 30 научным специальностям.

Уникальность Университета заключается:
В его структуре благополучно взаимодействуют: аспирантура, которая позволяет готовить научных работников по 30 специальностям, Морская академия, Институт дистанционного образования, 12 факультетов, 2 филиала в г. Апатиты и г. Мончегорске, Центр социально-экономической переподготовки, колледж, учебно-парусное судно барк «Седов».

Такая структура позволяет предложить на рынок образовательных услуг региона более 60 направлений и специальностей.
Апатитский филиал, является единственным учебным подразделением региона, где готовят геологов и геоэкологов, химиков-технологов, а также строителей и один из двух Вузов Заполярья, где готовят горняков. Это стало реальным в рамках тесной интеграции Мурманского государственного технического университета и научных учреждений Кольского научного центра РАН.

Университет располагает уникальной учебной базой и подбором высококлассных преподавателей, более 60% из которых имеют ученые степени и ученые звания. В настоящее время в Университете работает около 700 преподавателей, из них 104 имеют ученую степень доктора наук или ученое звание профессора, 308 имеют ученое звание доцента или ученую степень кандидата наук. 3 человека являются действительными членами РАН, 2 член-корреспондент РАН, 30 штатных научных сотрудников.

Активно ведется научно-исследовательская работа. Научные разработки профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов имеют отраслевую и региональную направленность и связаны с отраслевыми НИИ. В Университете работают четыре специализированных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Мурманский государственный технический университет по аккредитационным показателям на 100% соответствует статусу —
Университет!

К сожалению, в последние годы Минобрнауки Р Ф не учитывает интересы и особенности региона и практически не выделяет бюджетные места, на так называемые «непрофильные» специальности и направления. Речь не идет об экономистах, юристах, хотя и этот вопрос спорный. Инженерные специальности, открытые по просьбе регионов нельзя относить к «непрофильным», если в регионе имеется один технический вуз, но отраслевой направленности. Эти специальности в свое время развились на базе многолетнего опыта выпуска инженерных кадров для рыбной отрасли. Качество подготовки специалистов традиционно высокое, а экономике региона они необходимы. Поэтому нет никаких аргументов, которые могли бы обосновать целесообразность закрытия таких специальностей в отраслевых вузах. Инженерное образование в университетах, подчиненных отрасли, составляет единую, неразрывно связанную систему, разрушение которой приведет к снижению качества подготовки инженерных кадров и темпов экономического развития региона. Тем более, отраслевая направленность не мешает подготовке других инженерных кадров, а наоборот, способствует их развитию. Главным, в данном случае, является востребованность наших выпускников на рынке труда.

Таким образом, действия Минобрнауки, направленные на уменьшение количества специальностей под лозунгом «непрофильные», экономически и политически не обоснованы.

МГТУ является единственным государственным техническим вузом в Мурманской области. Несмотря на ведомственную подчиненность, приоритетным стратегическим направлением в течение последнего десятилетия является обеспечение потребностей региона в высококвалифицированных кадрах. В соответствии с выбранной стратегической линией руководство вуза постоянно открывает обучение по образовательным программам, дефицит которых в регионе ощущается особенно остро. Так, например, в конце 1990-х были открыты: направления «Нефтегазовое дело», «Геология и разведка ПИ», специальности «Открытые горные работы», «Подземная разработка полезных ископаемых», «Водоснабжение и водоотведение» и др., в начале 2000-х: «Физические процессы нефтегазового производства», «Промышленное и гражданское строительство» и др.
Не создавать же в Мурманске еще один технический вуз под эгидой Минобрнауки Р Ф — это очень дорогое удовольствие. И сторонники такого направления развития высшего технического образования в Мурманской области имеются, пусть их в настоящее время и не много.

Техническое образование требует наличия больших площадей для организации учебного процесса — это и лаборатории, и тренажеры, и компьютерные классы, и спортивные залы, и лекционные аудитории и т. д. Так, например, создание только одной современной химической лаборатории будет стоить более 10 миллионов рублей. В МГТУ эта база уже создана. Стоит ли тратить миллиарды рублей на организацию еще одного технического учебного заведения, учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию? Контингент выпускников учреждений общего образования, начиная с 2001 года, практически непрерывно уменьшается и достигнет к 2015 году величины 6190 человек, что составит 42% от уровня 2001 года, причем, минимум выпуска из 9 класса будет наблюдаться уже в 2010 году (44% от уровня 2001 года), а из 11 класса — в 2012 году (40% от уровня 2001 года).

Анализ номенклатуры направлений подготовки специалистов в системе профессионального образования Мурманской области свидетельствует о том, что традиционная кадровая пирамида, основу которой когда-то составляли специалисты инженерно-технического профиля, работники материального производства, постепенно поворачивается, в сфере профессионального образования, в сторону социально-экономических направлений, символизируя собой реальную опасность потери кадрового, а, следовательно, и социально-экономического равновесия в регионе.

Чтобы удержать указанное равновесие, требуется создание надежной и управляемой региональной системы профессионального образования. При этом в качестве главных организационно-структурных элементов региональной системы образования целесообразно принять регионально-отраслевые университетские комплексы, которые могут быть созданы на основе интеграции интеллектуального, научно-технического, учебно-методического, материального и социально-культурного потенциала государственных учреждений науки и профессионального образования всех видов и уровней. Роль базового центра при создании университетского комплекса может быть возложена на Мурманский государственный технический университет. Первым шагом в создании такого комплекса является присоединение к университету Мурманского морского рыбопромышленного колледжа им. И. И. Месяцева. Создание комплексов, интеграция потенциалов в рамках отрасли и территории на разных уровнях образования — задача чрезвычайно важная.

Интеграция науки и образования не должна сводиться к формальному слиянию вузов и НИИ, интеграция науки и образования должна обеспечить «формирование устойчивых взаимосвязей между наукой и образовательной де-ятельностью на основе сетевых проектов, объединяющих ученых и преподавателей».

Ярким примером такой интеграции является созданный Апатитский филиал МГТУ на базе Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН). Первые два — три года студенты обучаются в университете, а завершают обучение в филиале, в котором в качестве преподавателей привлекаются ведущие ученые десяти академических институтов КНЦ РАН. естественно, этот филиал уже выпускает специалистов не для отрасли, а для обеспечения кадрами экономики региона.

Другим направлением интеграции науки, образования и производства является создание филиалов кафедр в НИИ и крупных фирмах. Примером успешной интеграции учебной деятельности и производства могут служить филиалы кафедр университета в ФГУП «Артикморнефтегазразведка» и в ОАО «Колэнерго».

Следующим немаловажным вопросом создания университетских комплексов является организация многоуровневых научно-образовательных кластеров на базе существующих учебных и научных заведений без изменения их юридического статуса. Такой подход не изменяет их профиль и основное назначение, не разрушает сложившуюся систему образования, а дополняет ее, значительно расширяя диверсификационные возможности. Диверсификационная схема многоступенчатой подготовки специалистов рыбохозяйственного профиля позволяет расширить диапазон и формы обучения, создать структуру образовательных подразделений, предоставляющих такой набор образовательных услуг, который обеспечивает преемственность образовательных программ, учитывающих специфику профессий, и позволяет на основе начального профессионального образования получить среднее и высшее профессиональное образование, в том числе и по сокращенным программам. Такая схема дает студентам возможность наряду с получением высшего образования приобретать всесторонние знания и практические навыки рабочей профессии, что традиционно ценится в среде профессионалов, позволяет им шире использовать свои возможности и в дальнейшем быть конкурентоспособными на рынке труда, а также повышает их социальную защищенность, создает реальные предпосылки для сочетания общественных потребностей и желаний учащихся.

В Мурманской области, в основном, на базе МГТУ уже сложилась система регионально-отраслевой подготовки инженерных кадров. Эту систему необходимо развить путем присоединения к университету колледжей технического профиля и дальнейшей работы по открытию вузом филиалов кафедр в НИИ и на крупных предприятиях, а также создание университетского кластера. Развитие такой системы не требует дополнительных финансовых затрат. Практически университет со своими структурными подразделениями уже является большей частью этой системы и успешно функционирует даже при неблагоприятных условиях, когда в вузе ограничен прием на бюджетные места на некоторые инженерные специальности. Для придания дополнительного импульса развитию регионально-отраслевой системы образования необходимо пересмотреть Минобрнауке Р Ф политику в отношении отраслевых вузов.

Добиваться цели повышения качества образования и решения региональных проблем можно и без создания новых вузов, а путем укрепления тех вузов, которые уже являются лидирующими в Мурманском регионе.

Отраслевая принадлежность и многопрофильность подготовки кадров не мешает, а способствует успешному развитию экономики региона и обеспечивает совершенствование образовательного процесса по всем специальностям, в том числе и рыбохозяйственного профиля.

С. Ю. Дубровин,
проректор по учебной работе, к.т.н, доцент;
А. А. Панкратов,
проректор по морскому образованию
и довузовской подготовке, к.т.н.

Поделитесь ссылкой