Участие в конференции «Инклюзия и разнообразие в высшем образовании Европы и Азии»
10 сентября на кафедре психологии и коррекционной педагогики психолого-педагогического института МАГУ состоялось заседание в рамках Восьмой региональной конференции АСЕФ (АРК8) — перспектива: Инклюзия и разнообразие в высшем образовании Европы и Азии.
В заседании приняли участие Елена Ильинична Голишникова, кандидат педагогических наук, доцент (руководитель Центра сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «МАГУ»), Ольга Владимировна Кобзева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики и Оксана Алексеевна Онопа, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики. Кроме научно-преподавательского состава участие в международной конференции участвовали обучающихся 2-х и 4-х курсов направления подготовки
Основная тема конференции 2021 года — перспективное видение развития инклюзивного подхода в высшем образовании в странах Европы-Азии и их своеобразные подходы к видению этой проблемы. На конференции обсуждались вопросы равного доступа к образованию, инклюзивного образования в цифровом мире, инклюзивной международной мобильности людей и знаний, инклюзивного образования в течение всей жизни.
Платформа данной конференции — это площадка для общения, коммуникации и надежды на создание новых научных продуктов.
Участникам международной конференции были представлены интересные доклады ученых, исследователей Европы-Азии:
- Диалог Равенства — Разнообразие и инклюзия на дорожной карте восстановления высшего образования (Мария ГАБРЭЛЬ,
Комиссар Е С по инновациям, науке, культуре, образованию и молодёжи; Кунг ФОАК, Управляющий АСЕФ по АСЕАН и Заместитель генерального секретаря Социально-культурного сообщества АСЕАН; Профессор Дзулкифи бин АБДУЛ РАЗАК, Ректор Международного исламского медицинского университета Малайзии) - Равный доступ и успех в высшем образовании Презентация главы и рекомендации для представителей государства и университетов (Мэри ТУПАН-ВЕННО, исполнительный директор ЭХО, Центр политики разнообразия, Нидерланды; Доктор Ван Чанг Да, директор Национального исследовательского института высшего образования, Научный университет Малайзии)
- Инклюзивное обучение в цифровом мире (Доктор Мислав БАЛКОВИЧ, Декан Университетского колледжа «Алгебра», Хорватия; Доктор Кейко ИКЕДА, вице-директор Института глобального инновационного образования, Университет Кансай, Япония)
- Инклюзивная международная мобильность людей и знаний (Даррен МАКДЕРМОТТ, руководитель проекта ЕС по поддержке высшего образования в АСЕАН; Гиниша ДЕВАНИ, координатор партнерских связей, Международная ассоциация студентов-политологов)
- Инклюзивные и гибкие образовательные траектории непрерывного образования (Профессор Джеймс О ТУАМА, председатель Центра непрерывного обучения АСЕМ; директор по Непрерывному образованию взрослых, Университетский колледж Корка, Ирландия; Брикена КХОМАКИ, директор Платформы непрерывного образования, сопредседатель Группы по связям с гражданским обществом Европейского социально-экономического комитета)
Как отметила Оксана Алексеевна Онопа, на конференции был представлен хороший пример регионального взаимодействия, которое смогло осуществиться вопреки сложным ситуациям в современном мире.
Елена Ильинична Голишникова считает, что одной из главных мыслей конференции выступило понимание того, что доступность и успешность образования должны идти рука об руку, так как нет смысла открывать людям доступ в образование, если в итоге они не смогут его закончить. Инклюзивное образование рассматривается как важный момент в борьбе с такими мировыми проблемами, как гендерное и любое другое неравенство, голод, снижение социального здоровья людей, включение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями в образовательное пространство.
Особое внимание на конференции, как выдели все участники конференции, как преподаватели, так и студенты, было уделено цифровизации образования. Обсуждались особенности этого процесса, связанные с ним риски. Очень верно было отмечено, что простое переложение традиционных методов образования в цифровую среду не даёт желаемых результатов. Необходимо сначала глубоко проанализировать особенности цифрового образования, прежде чем в него по-настоящему погружаться.
В представленном докладе о мобильности людей и знаний отмечалось, что возможности виртуальной академической мобильности — это хороший предмет прогресса, обратили внимание студентов преподаватели. Однако, все понимают, что не стоит стремиться к тому, чтобы полностью заменить личностное взаимодействие в образовательном процессе виртуальной реальностью. Более того, все выступающие отметили, что когда идёт речь о виртуальной мобильности и другой мобильности, возникают вопрос, как образование, полученное за рубежом будет признано на родине студента.
В завершение конференции выступил министр образования и науки Тайланда. Он отметил, что работа была плодотворной и полностью соответствовала повестке устойчивого развития ООН. Эпидемия Covid-19 кардинально изменила образовательный ландшафт по всему миру. В перспективе — проведение других встреч, посвящённых вопросам устойчивого развития.
Работа конференции позволяет развивать взаимопонимание между экспертами и руководителями стран Европы и Азии, что повлечёт за собой рост устойчивости и процветание регионов. Итогом совместной работы Фонда Европа-Азия станет дорожная карта-план стратегии действий до 2030 года в сфере образования Европы и Азии.
В декабре 2021 года планируется встреча министров образования Юго-восточного Азиатского региона, посвященная проблемам в образовании, вызванных пандемией Covid-19.
После докладов участников конференции в студенческой среде состоялось обсуждение актуальных проблем современности в сфере инклюзивного образования.
Выражаем признательность за профессиональный перевод выступлений на конференции сотруднику международного отдела МАГУ Никите Олеговичу Гордееву и благодарим за продуктивное сотрудничество!