Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общий абонемент 207 В представляет цикл книжных выставок «Талантливые, знаменитые, великие…»

  • 1 февраля 2024
  • 249
Общий абонемент 207 В представляет цикл книжных выставок «Талантливые, знаменитые, великие…»

В феврале в цикле «Талантливые, знаменитые, великие…» организованы книжные выставки

13 февраля — 255 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769−1844), русского баснописца

Будущий баснописец не получил формального образования. Грамоте его научила мать, навыкам французского — гувернёр тверского губернатора. Главными учителями Крылова стали книги и усердие. Благодаря им он выучился читать и писать по-немецки, по-английски и по-итальянски, приобрёл широкие познания в математике, истории, европейской литературе. Кроме того, Крылов имел талант к рисованию и музыке — любил играть на скрипке, знал теорию. К его суждениям о живописи прислушивались утончённые ценители.

Крылов увлёкся сочинением трагедий, комедий и опер, одна из которых, «Сочинитель в прихожей», была поставлена уже в 1786 году. После первых литературных успехов Крылов оставил службу и сосредоточился на театре. Гораздо лучше у молодого литератора получались басни. В 1789−1793 гг. они публиковались на страницах журналов «Утренние часы», «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий».

С 1805 года Крылов всерьёз увлёкся жанром басни — сначала мастерским переложением произведений античных и западных авторов, затем самостоятельным сочинением — и после первого же отдельного сборника получил оглушительное признание. В дальнейшем он писал только басни, где в полной мере раскрылся талант наблюдательного рассказчика и наивного сказителя. Басни Крылова, их «мужицкий» просторечный стиль, стали объектом жаркой литературоведческой дискуссии. В итоге новаторство Крылова было признано критикой, а его произведения заняли достойное место среди шедевров русской литературы.

Важно отметить, что басни писались Крыловым почти всегда по конкретному поводу, иносказательно повествуя о темах, будоражащих общество. Это придавало изложению актуальный сатирический оттенок и мгновенно делало свежие произведения популярными. Так, в 1811 году басня «Квартет» стала отражением недовольства высшего света политикой Александра I в отношении Наполеона в преддверии Отечественной войны, в 1830 году басня «Булат» оказалась реакцией на отставку наместника на Кавказе генерала А. П. Ермолова, «Демьянова уха» в 1813 году пародировала литератора Д. И. Хвостова.

15 февраля — 460 лет со дня рождения Галилео Галилея (1564−1642), итальянского учёного

Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе Пиза (Италия). Когда мальчику исполнилось 8 лет, семья переехала во Флоренцию. В раннем возрасте Галилея отправили учиться в школу, функционирующую при монастыре бенедиктинцев Валломброза. С детства мальчик проявлял способность к изучению языков, рисованию и стремился к точным наукам. В возрасте 17 лет Галилео отправился в Пизу для того чтобы изучать медицину в университете. Кроме ключевых предметов и врачебной практики, юноша стал посещать всевозможные математические занятия. Галилео открыл для себя мир алгебры и геометрии, что существенным образом повлияло на его мировоззрение. За три года обучения в университете он детально изучил все работы древнегреческих учёных и мыслителей. В 1589 году он возвратился в Пизанский университет только уже в роли преподавателя математики. В 1592 Галилео переезжает в город Падую.

Совмещая работу преподавателя в местном университете и проведение научных экспериментов, Галилео издает собственные книги «О движении» и «Механика», в которых он оспаривает аристотелевские идеи. В это же самое время случается одно из важнейших событий в жизни учёного — он изобретает телескоп, который предоставил возможность для наблюдения за жизнью небесных тел. Открытия, совершённые им с использованием нового прибора, были изложены в «Звёздном вестнике».

Первое открытие подтверждало тот факт, что Земля по своим физическим свойствам ничем не отличается от иных небесных тел — в этом и заключалось первое опровержение утверждения Аристотеля о том, что между земной и небесной природой есть разница.

Второе ключевое открытие в астрономии заключалось в выявлении четырёх спутников Юпитера, что в последующем было доказано многочисленными космическими снимками. Этим заключением учёный оспорил умозаключения противников Коперника, которые придерживались мнения о том, что если Луна вращается вокруг Земли, то Земля в свою очередь не может совершать вращения вокруг Солнца.

23 февраля — 145 лет со дня рождения Казимира Малевича (1879−1935), русского художника-авангардиста)

Казимир Малевич появился на свет 11 (23) февраля 1879 года в Киеве. Он был старшим ребёнком в многодетной польской семье. Юность художника прошла преимущественно в Конотопе. Уже тогда Казимир увлёкся живописью, но отец был недоволен выбором сына и отправил его в аграрное училище в селе Пархомовка, чтобы тот получил более надёжную профессию. Однако живопись юноша не оставил, и около года в 1895−1896 гг. занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко, где брал уроки у художника-передвижника Н. К. Пимоненко. В 1896 году семейство Малевичей перебралось в Курск. Казимир зарабатывал на жизнь, работая чертёжником на Московско-Курской железной дороге, оставляя занятия живописью в качестве хобби. Из своих единомышленников он собрал художественный кружок, много практиковался в рисовании, однако вскоре понял, что ему не хватает академических знаний. В 1905 году Казимир решил отправиться в Москву, чтобы поступить в училище живописи и зодчества. Окончательно семья Малевича переселилась в Москву в 1907 году благодаря усилиям матери Казимира, открывшей в Москве столовую и снявшей для сына жильё. С 1907 по 1910 гг. Малевич занимался в частном художественном училище Ф. И. Рерберга, овладевая азами живописного искусства. Стиль картин Малевича в эти годы был близок к импрессионизму.

С 1910 года художник обратился к авангарду. Он вступил в творческое объединение художников-авангардистов «Бубновый валет» и принял участие в первой выставке объединения. С этих пор его работы постоянно экспонировались на выставках различных творческих обществ — «Союза молодёжи» (Санкт-Петербург), «Ослиного хвоста» (Москва), «Синего всадника» (Мюнхен). Малевич работал тогда в русле неопримитивизма, экспрессионизма, футуризма, однако во всех этих течениях ему было тесно.

К 1916 году Малевич стал признанным лидером нового течения. Он организовал общество «Супремум», в которое вошли также Ольга Розанова, Александра Экстер, Иван Клюн, Любовь Попова, Вера Пестель, Мстислав Юркевич, Надежда Удальцова и другие художники-авангардисты. На выставке «Бубнового валета» в том же году экспонировалось уже 60 супрематических произведений Малевича.

Поделитесь ссылкой
Разделы
Библиотека