Общий абонемент 207 В представляет цикл книжных выставок «Талантливые, знаменитые, великие…»
В декабре в цикле «Талантливые, знаменитые, великие…» организованы книжные выставки
4 декабря — 200 лет со дня рождения Алексея Николаевича Плещеева (1825−1893), русского поэта
Алексей Плещеев — русский поэт и прозаик, театральный и литературный критик, переводчик. До 13-летнего возраста юноша находился на домашнем обучении. Мама мечтала, что сын станет всесторонне развитым человеком и сделает достойную карьеру, как и его отец. Плещеев рос в окружении огромного количества книг, посвящая долгие часы чтению. Он восхищался творчеством Михаила Лермонтова и Иоганна Вольфганга Гете, произведения которого пытался переводить на русский язык.
В середине 1840-х Алексей примкнул к литературному сообществу Санкт-Петербурга, посещая творческие встречи и философский кружок братьев Бекетовых. Там он близко познакомился с авторами Михаилом Салтыковым-Щедриным, Иваном Гончаровым и Федором Достоевским. С последним у Плещеева завязалась теплая дружба, и в 1848 году Федор Михайлович посвятил своему приятелю произведение «Белые ночи».
В это же время Плещеева увлекли социалистические идеи. Он зачитывался трудами Анри Сен-Симона и Шарля Фурье. Плещеев вместе с Достоевским вступил в кружок русского мыслителя Буташевича-Петрашевского, куда входило еще два десятка молодых авторов. Алексей Николаевич стал одним из активистов петрашевцев. В своем доме он организовывал встречи единомышленников, где темой для обсуждения становились запрещенные российскими властями труды революционно настроенных философов. Члены кружка и даже посетители подверглись слежке, в результате которой было арестовано более сорока человек. Император Николай I лично подписал секретное распоряжение о немедленной поимке и доставлении из Москвы поэта Плещеева. Литератор был задержан и помещен в тюремную камеру Петропавловской крепости.
Плещееву назначили четыре года каторжных работ, но вскоре вновь пересмотрели наказание. Его направили в Отдельный Оренбургский корпус города Уральск на службу рядовым солдатом. Он перебивался переводами и биографическими публикациями для мелких изданий. Журналистика не доставляла автору морального удовлетворения, о чем он не раз сокрушался в письмах Антону Чехову.
Однако уже через несколько месяцев в жизни литератора началась белая полоса. Скончался его дальний родственник — миллионер и тезка Алексей Павлович Плещеев. Богатый дядюшка оставил поэту два миллиона рублей, просторное имение и тысячи гектаров плодородной земли. Писатель уехал во Францию. Здесь наследник стал щедрым благотворителем, учредившим фонды Белинского и Чернышевского, которые занимались выплатой стипендий талантливым, но бедным студентам. Также литератор оказал денежную поддержку изданию «Русское богатство» и профинансировал заграничные путешествия своим приятелям.
12 декабря — 115 лет со дня рождения Евгения Захаровича Воробьева (1910−1990), русского писателя, публициста, сценариста
Евгений Воробьёв родился 12 декабря 1910 года в Риге. В 1930 году окончил Ленинградский институт журналистики. С 1932 года специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда». Участвовал в Великой Отечественной войне, был сотрудником газеты «Красноармейская правда» Западного фронта. Освещал Ялтинскую конференцию союзных держав в феврале 1945 года.
Евгений Воробьев — автор более тридцати книг. Основная тема его рассказов, повестей и романов — война, ратный и трудовой подвиг советских людей. Будучи беспартийным, он много лет был председателем комиссии по военно-художественной литературе Московской организации Союза писателей РСФСР.
Роман «Земля, до востребования», посвященный легендарному советскому разведчику, Герою Советского Союза Льву Маневичу. Работая нелегально коммерсантом в Западной Европе, накануне войны был арестован и длительное время находился в итальянских тюрьмах и немецких концлагерях. Но, даже находясь в заключении, он добывал от разных специалистов, арестованных немцами, ценные сведения о военной промышленности гитлеровской Германии и передавал их в Москву.
В романе «Высота», действие происходит на строительстве домны и посвящено людям смелой профессии — монтажникам-верхолазам, которые не только самоотверженно работают, но и также ярко живут и влюбляются, борются за выполнение плана и за свою любовь.
Роман «Охота к перемене мест» рассказывается о людях романтической профессии, связанной с риском и опасностью, о тех, кто работал на берегах Ангары.
В повести «Капля крови» рассказывается об экипаже нашего подбитого танка, вынужденного выживать поздней осенью 1944 года в немецком городе, в тылу врага. Спрятавшись в подвале немецкого дома, практически безоружные, без еды и воды, наши воины продолжали бороться с врагом.
17 декабря — 100 лет со дня рождения Константина Яковлевича Ваншенкина (1925−2012), советского поэта, прозаика
Творческий путь Ваншенкина начался довольно рано благодаря родителям, которые очень любили поэзию и привили эту любовь сыну. Маленькому Косте едва исполнилось девять, когда он написал свои первые стихи о полярниках.
После начала Великой Отечественной войны, в 1942 г., Константин Ваншенкин ушел на фронт. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлеченный поэзией, перешел в Литературный институт имени
Стихи Константина Ваншенкина довольно быстро набрали популярность, критики также благосклонно приняли их. В 1951 г. вышел его первый сборник — «Песня о часовых». Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность. Затем последовали сборники стихов — «Подарок» (1952), «Лирические стихи» (1953), «Портрет друга» (1955), «Волны» (1957), «Лирика» (1959), «Солдатская судьба» (1960).
Как и все поэты военного поколения, Ваншенкин часто обращался в своем творчестве к военной тематике. Поэзия Ваншенкина, простая и незамысловатая по стилю, ясная по мысли и близкая по содержанию лирике «военных» поэтов его поколения. Поэт чаще всего пишет о послевоенной жизни в ее повседневных проявлениях, о своей армейской юности и о своих сверстниках, которые погибли, защищая жизнь, а также о любви, о женщинах и детях, о родной природе; причем все эти темы предстают в разнообразных взаимосвязях, объединенных индивидуальной неповторимостью их лирического восприятия.
Особенно успешными были, конечно, те стихи Ваншенкина, которые становились текстами песен. Наиболее известны песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала визитной карточкой поэта), «Мы вас подождем…», «За окошком свету мало» (музыка Э. Колмановского), «Женька» (музыка Е. Жарковского), «Я спешу, извините меня», «Вальс расставания», (музыка Я. Френкеля) и многие другие. Особая судьба сложилась у песни «Алеша» (музыка Э. Колмановского): она стала гимном болгарского города Пловдива, где русскому солдату Алеше, освободителю Болгарии от фашизма, поставлен памятник.
