Top.Mail.Ru
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Общая информация

Кафедра психологии и коррекционной педагогики создана 1 сентября 2021 года путем объединения двух кафедр: кафедры психологии и кафедры специальной педагогики и специальной психологии.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

Деятельность кафедры психологии и коррекционной педагогики является составляющей частью реализации стратегии развития ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет» и Института педагогики и психологии МАУ.

Целевые ориентиры развития деятельности кафедры и организационно-содержательные условия их достижения определяются направлениями модернизации педагогического, психолого-педагогического и психологического образования, а именно, развитием конвергентного подхода в подготовке педагогических кадров и психологов, предполагающего в качестве приоритетов единство теоретической и практической подготовки, междисциплинарность содержания подготовки, командное взаимодействие как основное технологическое решение, позволяющее достичь поставленных целей.

Целями деятельности кафедры психологии и коррекционной педагогики выступают:

- совершенствование подготовки профессионально-ориентированных, личностно сформированных, высококвалифицированных и конкурентоспособных на рынке труда выпускников по образовательным программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, закрепленным за кафедрой;

-обеспечение непрерывного сопровождения профессионального развития педагога и психолога в парадигме: профориетационная работа (в том числе в психолого-педагогических классах) - профессиональная подготовка и сопровождение выпусника - повышение квалификации и переподготовка - сопровождение инновационной деятельности с учетом приоритетов государственной политики в области образования и оказания психологической помощи населению, запросов практики, а также общероссийских и региональных тенденций рынка труда;

  • развитие психологической культуры обучающихся педагогических и непедагогических направлений подготовки университета;
  • содействие развитию инклюзивной среды университета;
  • психологическое и психолого-педагогическое просвещение населения Мурманской области.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

  1. Развитие кадрового потенциала кафедры:
  • организация переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в рамках реализуемых дисциплин и в соответствии с перспективами развития деятельности кафедры и университета;
  • создание организационных условий для поступления преподавателей в аспирантуру, защиты кандидатских и докторских диссертаций;
  • подготовка студентов к поступлению в магистратуру и аспирантуру;
  • привлечение к сотрудничеству высоко квалифицированных кадров НИИ и университетов г. Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Петрозаводска и др., в том числе на основе развития сетевого взаимодействия, представителей международного университетского сообщества.
  1. Учебно-методическая и организационно- методическая работа в рамках реализации образовательных программ:
  • развитие организационного и методического обеспечения конвергентной теоретической и практической подготовки обучающихся в рамках деятельности ФИП и в процессе взаимодействия с Центром конвергентной подготовки;
  • содействие развитию практик сопровождения студентов с инвалидностью на основе взаимодействия с Центром сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • совершенствование ОПОП и разработка новых ОПОП по направлениям подготовки кафедры на основе реализации идеи конвергенции в их методическом обеспечении и содержании практической подготовки на основе междисциплинарности и командного взаимодействия;
  • развитие форматов участия студентов в проектной деятельности, в том числе в рамках участия в обучающей программе (акселераторе) по развитию предпринимательских навыков студентов «МАУ. Стартап-2024»;
  • развитие гибридных форматов обучения, цифровых электронно-образовательных ресурсов;
  • работа по использованию инновационного регионального педагогического опыта и практик специальной, психологической помощи разным категориям населения в процессе подготовки кадров по направлениям, закрепленным за кафедрой;
  • развитие практики участия обучающихся в предметных олимпиадах и иных конкурсах;
  • развитие деятельности психолого-педагогических классов;
  • продвижение имиджа кафедры как профессионального сообщества и научно-методической площадки в сфере подготовки кадров по направлениям, закрепленным за кафедрой;
  • коммерциализация продуктов образовательной деятельности НПР кафедры и обучающихся.
  1. Научно-исследовательская работа:
  • проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках профиля кафедры, в том числе на междисциплинарной основе;
  • организация взаимодействия НПР кафедры с Российской академией образования;
  • развитие практики организации и проведения междисциплинарных научно-практических конференций, в том числе совместно с вузами-партнерами; представление результатов научно-исследовательской деятельности в профессиональном сообществе на научно-практических конференциях разного уровня;
  • развитие заявочной активности НПР, НИОКР, деятельности по получению патентов;
  • развитие форм и направлений НИРО, в том числе развитие мотивации обучающихся к научно-исследовательской деятельности, поддержка молодых исследователей привлечение обучающихся к подготовке заявок на гранты, развитие конкурсного движения обучающихся по научно-исследовательской проблематике
  • публикация результатов научно-исследовательской деятельности НПР кафедры: монографий, статей в изданиях, включенных в перечень ВАК, индексируемых в международных базах данных, в том числе, в составе международных научных коллективов;
  • развитие академической мобильности преподавателей и обучающихся;
  • коммерциализация результатов научно-исследовательской работы НПР кафедры и обучающихся.
  1. Социально-воспитательная работа:
  • развитие волонтерской деятельности обучающихся;
  • развитие деятельности по профориентации и профессиональной адаптации;
  • формирование у обучающихся традиционных национальных ценностей, активной гражданской позиции;
  • развитие инициатив обучающихся, деятельности студенческих объединений;
  • развитие практики разработки и реализации обучающимися социальных проектов;
  • развитие конкурсного движения обучающихся по социальной проблематике;
  • участие в развитии традиций Института педагогики и психологии, МАУ.
  1. Взаимодействие с социальными партнерами:
  • оказание научно-методической помощи работникам образовательных организаций, организаций социальной защиты населения, социально-ориентированным НКО и иным партнерам в развитии инновационной деятельности (по запросу);
  • развитие практики взаимодействия с государственными организациями: образовательными организациями (включая вузы, НИИ, РАО, РУМЦ, Центры), организациями культуры, социальной защиты населения, органами государственного и муниципального управления (в том числе УФСИН, Управлением Северного флота), Государственными благотворительными фондами, СНКО;
  • участие в деятельности экспертных советов на региональном и всероссийском уровнях, общественных советов по НОК, иных советов и коллегий при Государственной Думе, Министерстве образования и науки Мурманской области, Министерстве труда и социального развития Мурманской области, иных ведомств и организаций;
  • участие в организации профессиональных конкурсов работников образования и социального обслуживания населения, работа в качестве членов жюри;
  • участие в деятельности Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»;
  • оказание консультативной помощи работникам образовательных организаций, организаций социальной защиты населения, социально-ориентированным НКО и иным партнерам в развитии инновационной деятельности (по запросу);
  • развитие региональных профессиональных сообществ, проведение обучающих семинаров, тренингов и иных мероприятий (по заявкам социальных партнеров).
  1. Оказание дополнительных образовательных услуг:
  • разработка и реализация дополнительных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе, по заявкам образовательных организаций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В настоящее время на кафедре психологии и коррекционной педагогики как выпускающей ведется подготовка по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры по следующим направлениям подготовки:

БАКАЛАВРИАТ:

  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Логопедия (очная и заочная формы обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология (заочная форма обучения)
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Дошкольная дефектология (заочная форма обучения)
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология образования (очная и заочная формы обучения)
  • 37.03.01 Психология, направленность (профиль) Практическая психология (очная форма обучения)

Кафедра психологии и коррекционной педагогики также участвует в реализации программ бакалавриата с двумя профилями подготовки:

  • 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) «Начальное образование. Тьюторство (очная форма обучения)
  • 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профили) Дошкольное образование. Дошкольная дефектология (очная форма обучения)

Кафедра психологии и коррекционной педагогики реализует дисциплины «педагогического ядра» в рамках направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, а также обеспечивает психологическую подготовку обучающихся бакалавриата непедагогических (инженерно-технических, естественно – научных, социально-гуманитарных) направлений.

МАГИСТРАТУРА:

  • 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями (очная форма обучения)
  • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология организационно-управленческой деятельности (очная форма обучения)
  • 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Практическая психология в социальной сфере и образовании (очная форма обучения)

АСПИРАНТУРА:

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

1)Научно-методическое сопровождение интегративной подготовки будущих педагогов образовательных организаций (Код ГРНТИ - 14: Народное образование. Педагогика. 14.15: Система образования. 14.15.07: Принципы организации образования; 14.29: Специальные (коррекционные школы). Дефектология) (руководитель докт. пед. наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Кузьмичева Т.В.)

2)Теоретическое обоснование и инструментальное обеспечение развития образовательных практик в Арктике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (Код ГРНТИ - 14: Народное образование. Педагогика. 14.15: Система образования. 14.15.07: Принципы организации образования; 14.29: Специальные (коррекционные школы). Дефектология) (руководители докт. пед. наук, доцент, директор Института педагогики и психологии, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Кузьмичева Т.В.; докт. социол. наук, канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Афонькина Ю.А.)

3)Профессиональное здоровье педагога в Арктике (код ГРНТИ -15: Психология 15.81-Прикладная психология. 15.81.21-Педагогическая психология (руководители канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Синкевич И.А., канд. философ. наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Тучкова Т.В.)

4)Теоретико-методологические основы социально-психологического благополучия семьи в транзитивном обществе (код ГРНТИ -15: Психология. 15.41- Социальная психология. 15.41.47- Психология малых групп и коллективов; 15.41.49-Психология семьи и быта) (руководитель канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Тузова О.Н.)

5)Современный ребенок в социально-образовательном ландшафте Арктических территорий (код ГРНТИ -14: Народное образование. Педагогика. 14.07: Общая педагогика. 14.07.03: Теория развития личности; 14.29: Специальные (коррекционные школы). Дефектология; 15: Психология. 15.31: Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология. 15.31.31-Детская и юношеская психология). (руководитель докт. социол. наук, канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики, профессор кафедры психологии и коррекционной педагогики Афонькина Ю.А.)

6)Формирование социальной идентичности молодежи (код ГРНТИ - 15: Психология. 15.41 - Социальная психология. 15.41.25 - Процессы социализации) (руководитель канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики Тузова О.Н.).

7)Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях развития образования (Код ГРНТИ - 14: Народное образование. Педагогика. 14.15: Система образования. 14.15.07: Принципы организации образования; 14.29: Специальные (коррекционные школы). Дефектология) (руководитель канд. пед. наук, доцент Маркевич И.Д.)

Обновлено 04.04.2025