В МАУ прошла конференция, посвящённая актуальным проблемам психологии и коррекционной педагогики
В Мурманском арктическом университете 4−5 декабря 2025 года прошла II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии и коррекционной педагогики: научные исследования и практические решения». Организаторами выступили Институт педагогики и психологии, кафедра психологии и коррекционной педагогики МАУ, Мурманский арктический научный центр Российской академии образования. Площадка объединила исследователей, практиков и студентов из Республики Беларусь, Социалистической Республики Вьетнам, Кыргызской Республики и Туркменистана.
Открывая конференцию и приветствуя ее участников, проректор по научной и инновационной деятельности МАУ Антон Юрманов подчеркнул особую важность и роль психологии и коррекционной педагогики в развитии как Арктической зоны, так и других территорий России в аспекте повышения качества жизни населения.
«Сегодня по-прежнему крайне актуальным направлением для решения стратегических задач является оказание адресной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в области реабилитации, — отметил Антон Алексеевич.
Заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики МАУ Юлия Афонькина отметила, что за два года проведения конференции число участников выросло почти в два с половиной раза и в 2025 году составило более 400 человек, что подтверждает востребованность обсуждаемых тем для современной системы образования и социальной сферы.
На пленарном заседании участники представили доклады, посвящённые психологии материнства и взаимоотношениям матери и ребёнка, роли прародителей в воспитании и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросам инклюзивного образования. Спикеры делились результатами научных исследований и практическим опытом работы с детьми и семьями в различных образовательных и социальных условиях.
На секционных заседаниях обсуждались проблемы и результаты современных междисциплинарных исследований детства и родительства, вопросы оказания психологической помощи населению и психологической безопасности, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, создания инклюзивной образовательной среды, психологический и педагогический контексты культурные тренды в образовании и обществе. Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ инвалидностью, широко представили авторские технологии и приемы коррекционно-развивающей работы с ребенком и сопровождения его семьи.
Особое внимание на конференции было уделено трансформации содержания и моделей подготовки современного педагога, в том числе в аспектах единства теоретических знаний и практических умений, междисциплинарности как базиса таких трансформаций. Среди перспективных векторов повышения практикоориентированности вузовского обучения участниками конференции были выделены командное взаимодействие, проектная работа и наставничество.
Активно участвовали в конференции и молодые исследователи: школьники, студенты, аспиранты. Презентации своих первых исследовательских результатов, их обсуждение в профессиональном сообществе, по словам участников, не только помогли увидеть новые ракурсы и перспективы проделанной научной работы, но и придали уверенность в своих силах и мотивацию.
Часть докладчиков и слушателей подключилась к конференции дистанционно, что позволило расширить географию мероприятия и представить опыт специалистов из самых разных регионов страны. Помимо выступлений разворачивались дискуссии: участники задавали вопросы, комментировали услышанное и давали профессиональные рекомендации коллегам.
По словам Юлии Афонькиной, конференция органично вписывается в стратегию развития образовательной, научной и социально-воспитательной работы университета и его партнёров. Организаторы подчёркивают, что подобные встречи служат междисциплинарной площадкой для обмена результатами современных исследований и поиска практических решений в сфере психологии и коррекционной педагогики.
Материал подготовлен при участии студенток 3-го курса Института гуманитарных и социальных наук МАУ, корреспондентов Арктического медиаклуба Светланы Романовой (тест) и Дарьи Гущиной (фото), направление подготовки «Журналистка. Медиа-рилейшнз».









