Афонькина Юлия Александровна
заведующий кафедрой
доктор социологических наук, кандидат психологических наук
доцент (ученое звание)
Уровень образования
Высшее образование
Квалификация
Преподаватель психологии и педагогики
Наименование направления подготовки и (или) специальности
Мурманский государственный педагогический институт. Специальность «Педагогика и психология (дошкольная)», 1992 г.
Cфера научных интересов
- Социальная инклюзия лиц с инвалидностью.
- Проектирование адресных версий Психологической службы системы образования в условиях новых вызовов (на примере Мурманской области).
- Проектирование образовательных технологий в условиях развития специального, интегрированного, инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
- Менеджмент в образовании, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры, диплом о ПП, 2006
- Логопедия, 1000 часов, ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет", диплом о ПП, 2018
- Содержательно-методические и технологические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с ивалидностью, 72 часа, ГАПОУ МО "Мурманский колледж экономики и информационных технологий", удостоверение о ПК, 2018
- База данных Scopus и ее использование при подготовке публикаций в международных журналах, 16 часов, Академия «Эко-Вектор», сертификат, 2018
- Охрана труда, 40 часов, ФГБОУ ВО "Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)", удостоверение о ПК, 2019
- Информационно-коммуникационные технологии в электронной информационной образовательной среде образовательной организации, 16 часов, ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет", удостоверение о ПК, 2019
- Информационно-коммуникационные технологии в электронной информационной образовательной среде образовательной организации, 26 часов, ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет", удостоверение о ПК, 2020
- Современные подходы к организации воспитательного процесса в вузе, 36 часов, ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет", удостоверение о ПК, 2021
- Требования Федерального закона " О персональных данных" от 27.07.2006 № 152 – ФЗ, 24 часа, ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет", удостоверение о ПК, 2021
- Подготовка региональных экспертов конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», 72 часа, ГАПОУ МО «Мурманский колледж экономики и информационных технологий», удостоверение о ПК, 2022
Общий стаж работы (лет)
31
Научно-педагогический стаж (лет)
30
Преподаваемые дисциплины
История и философия специальной педагогики и психологии; Философия инклюзивного образования; Аудит профессиональных компетенций и личностных качеств логопеда; Метод портфолио педагога в системе специального, инклюзивного образования; Мониторинг деятельности образовательной организации в условиях развития образования; Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ; Методика познавательного развития; Реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ, Инклюзивные практики в ДОО, Семейная реабилитация лиц с ОВЗ, Профориентация и профессионально-трудовая адаптация лиц с ОВЗ, Современные технологии и методы абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ, Мониторинг деятельности образовательной организации в условиях развития специального, инклюзивного образования, Профессиональная компетентность педагога в области психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ, История и философия специального, инклюзивного образования, Научно - методическое обеспечение психолого-педагогической реабилитации лиц с ОВЗ, Теоретические и методические основы реабилитации и профориентации лиц с ОВЗ.
Публикации
Web of Science Core Collection, Scopus
- Zhigunova G.V., Afonkina Y.A. Accessibility of urban and rural environment of the Kola north of Russia (Murmansk region) for disabled people. В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. II International Scientific Practical Conference «Breakthrough Technologies and Communications in Industry and City», BTCI 2019. 2020. С. 012035.
- Tatiana V. Kuzmicheva, Iuliia A. Afonkina Social and Educational Barriers to Inclusive Education of Individuals with Special Health Needs/ — Proceedings IFTE-2020, 1353-1367/ — doi:10.3897/ap.2.e1353
- Afonkina, Iuliia; Bigell, Werner; Chernik, Valerii; Kuzmicheva, Tatiana et al. Encounters in and with Summer Camps-Happy Childhood, Alternative Bildung, or What?. — Education sciences. — 2021. — Т. 11. — Вып. 10. — С. 567
- Chernik, Valerii; Afonkina, Iuliia; Kuzmicheva, Tatiana Pedagogy of Happiness: A Russian View. — Education sciences. — 2021. — Т. 11. — Вып. 9. — С. 503
Статьи, опубликованные в журналах, входящих в список ВАК
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Повышение эффективности подготовки учителей к осуществлению индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивного образования. — Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2021. — № 4 (49). — С. 135-145.
- Афонькина Ю.А. Взаимодействие педагогов в процессе индивидуализации образовательной среды для обучающихся с ОВЗ как предмет мониторинга. — Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-1. — С. 17-20.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Родители детей с ОВЗ как субъекты индивидуализации образовательной среды. — Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72-3. — С. 198-200.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Типы профессионального поведения педагога и психолога в процессе деятельности психолого-педагогического консилиума. — Наука и школа.- 2021. — № 6. — С. 54-60.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю. А., Морозова Д. А. Новая парадигма повышения квалификации педагогов: индивидуализация в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2021. — № 12 (декабрь). — С. 56–71. — URL: http://e-koncept.ru/2021/211081.htm.
Статьи, опубликованные в журналах, входящих в базу РИНЦ
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А. Адаптивная стратегия урока как способ индивидуализации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ. — Материалы международной научной конференции. Под общей редакцией А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. — Санкт-Петербург, 2021. С. 587-588.
Монографии
- Афонькина Ю.А. Социальные проблемы инклюзивного образования лиц с ОВЗ, инвалидностью — монография / Мурманск, 2018.
- Афонькина Ю.А., Кузьмичёва Т.В., Морозова Д.А. Теоретико-методологические основы иклюзивного профессионального образования — Коллективная монография / Красноярск, 2018.
- Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Независимая жизнь людей с инвалидностью в условиях социальной среды регионального социума. — монография, Красноярск, 2018.
- Афонькина Ю.А. Повышение ресурсности социальных сред для независимой жизни людей с инвалидностью. — Красноярск, 2019.
- Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М. Реабилитационный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью — коллективная монография / Мурманск, 2019.
- Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В., Морозова Д.А. Инклюзивное профессиональное образование: социально-личностные и социально-экономические эффекты. — Коллективная монография / Мурманский арктический государственный университет. Красноярск, 2020.
- Кузьмичева Т.В., Афонькина Ю.А., Морозова Д.А. Психолого-педагогическая оценка индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзивного образования. Красноярск: «Научно-инновационный центр», 2021. 208 с.
Учебные, учебно-методические пособия
- Афонькина, Ю.А., Кузьмичева Т.В. Организационно-методические основы инклюзивного образования: учебное пособие Мурманск, 2018
Грантовая, проектная и конкурсная деятельность
- Грант Ресурсные возможности социальной среды в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью (на примере Мурманской области) (РФФИ, заявка № 18-011-00712 А) — исполнитель — проект завершен
- Социальный проект «Инклюзивный город» (победитель конкурса социальных проектов благотворительной программы ПАО «ГМК «Норильский никель» «Мир новых возможностей», номинация «Полюс добра») — исполнитель — проект завершен
- Грант Индивидуализация образовательной среды как фактор развития инклюзивных процессов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проживающих на городских и сельских территориях (РФФИ, заявка № 20-013-00811, 2020-2022 гг.) — исполнитель
- Грант Конвергентная инклюзия: развитие инклюзивных практик (фонд Erasmus +, направление Jean Monnet, 2022-2023 гг.) — исполнитель
- Грант «Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России (РНФ, заявка № 22-28-00795) — руководитель
- Установление связей в Арктическом образовательном научном сообществе (Фонд Университета Арктики, 2021-2023 гг.) — исполнитель
- Арктическая конференция по педагогическим наукам (Фонд Университета Арктики, 2021-2023 гг.) — исполнитель
Дополнительная информация
Общественная деятельность:
- Председатель общественного совета при Министерстве труда и социального развития Мурманской области
- Член Координационного совета по развитию ранней помощи в Мурманской области
- Главный внештатный педагог-психолог Мурманской области
- Член экспертно-наблюдательного совета по реализации пилотного проекта «Доступный Север» при Министерстве труда и социального развития Мурманской области