Барышева Татьяна Дмитриевна
старший преподаватель
дипломированный психолог, магистр
Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ
Уровень образования
Высшее образование
Квалификация
Психолог. Преподаватель психологии Магистр (психология организационно-управленческой деятельности) Менеджер образования Тренер-методист (социально-психологический тренинг)
Наименование направления подготовки и (или) специальности
Ярославский государственный университет. Специальность 020400 «Психология», 1986 г. (диплом с отличием)
Cфера научных интересов
- Личностное и профессиональное становление специалиста.
- Преподавание психологии.
- Психолог в информационном обществе.
- Психологические аспекты цифровизации образования.
- Психологическая устойчивость личности.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
- Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности», направление 050400 «Психолого-педагогическое образование», Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014 год, 120 з.е., диплом магистра с отличием 1051240232622, ФГБОУ ВПО «МГГУ», квалификация магистр.
- Программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании», Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015 год, 1200 часов, диплом 512402066351, ФГБОУ ВО «МГГУ», квалификация менеджер образования.
- Повышение квалификации по программе «Компетентностный подход к разработке и реализации профессиональных образовательных программ в вузе», ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова», г. Ярославль, 2014 год, 72 часа, удостоверение о повышении квалификации № 16478, ФГБОУ ВПО «МГГУ».
- Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Эффективная работа в современном электронном офисе», Мурманский государственный гуманитарный университет, 2015 год, 72 часа, удостоверение о повышении квалификации № 512402066626, ФГБОУ ВО «МГГУ».
- Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные проблемы психологии развития и образования человека», Мурманский арктический государственный университет, 2016 год, 72 часа, удостоверение о повышении квалификации № 512403043377, ФГБОУ ВО «МАГУ».
- Повышение квалификации по программе «Современные тенденции в работе со студентами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья», Мурманский арктический государственный университет, 2016 год, 72 часа, удостоверение о повышении квалификации № 512403043636, ФГБОУ ВО «МАГУ».
Общий стаж работы (лет)
35
Научно-педагогический стаж (лет)
31
Преподаваемые дисциплины
Научная организация труда студентов по направлению подготовки Психология образования; Психолингвистика; Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательных отношений; Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости; Акмеология; Психология физического воспитания и спорта; Психология профессионального образования; Общепсихологический практикум; Организация научно-исследовательской работы студентов; Психология обучения иностранному языку; КПВ: Психолого-педагогические проблемы неуспевающих школьников
Публикации
- Барышева Т.Д. Подготовка психолога к работе в СПО: рефлексивная модель обучения. Монография. Мурманск: МГГУ, 2011.
- Barysheva T.D. Implementing self-reflection activities into teaching practice for students and trainees // Teaching Psychology around the World: Volume 2. / Ed. Sh.Mc Carthy &coll. UK, Newcastle upon Tyne: CAMBRIDGE Scholars Publishing. 2009.
- Барышева Т.Д. Психолого-акмеологические подходы к развитию профессиональной рефлексии педагогов и психологов // Модернизация российского образования: тренды и перспективы. Коллективная монография. Книга 2. / отв. ред. А.А. Киселев. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. Глава 9.
- Барышева Т.Д. Рефлексивная модель обучения в практике подготовки будущих педагогов-психологов // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности. Коллективная монография. Научное издание / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж, 2007.
- Барышева Т.Д. Элементы рефлексивного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов // Problems of Education in the 21st Century (РЕС). Международный журнал. 2009. Volume 18.
Статьи, опубликованные в журналах, входящих в базу РИНЦ
- Барышева Т.Д. Мониторинг профессиональных установок и карьерных ориентаций студентов гуманитарных специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1 (8).
- Барышева Т.Д. Факторы психологической неустойчивости человека в период средней зрелости //Организационная психология. Электронный журнал НИУ ВШЭ, 2013. Т. 3. №S.
- Барышева Т.Д. Рефлексивное обучение как ресурс метарефлексивного развития профессионала // Акмеология. Научно-практический журнал. 2013. №4 (48).
- Барышева Т.Д. О путях реализации «Концепции развития психологической службы в системе образования в РФ до 2025 года» в Мурманской области // Актуальные проблемы психологии в образовании. Сб. науч. ст. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / науч. ред. А.В. Прялухина, отв. ред. И.А. Синкевич, сост. Т.Д. Барышева и др. Мурманск: МАГУ, 2018.
- Барышева Т.Д., Синкевич И.А. Профессиональная мотивация педагогов ДОО к инновационной деятельности // Казанский педагогический журнал. Научно-теоретический журнал. 2019. №2 (133).
Публикации со студентами
- Барышева Т.Д., Белезеко А.В. Диагностика иерархии ценностных ориентаций и приоритетов студенческой молодежи // Социально-экономические и психологические проблемы управления: сб. науч. статей по материалам межвузов. науч.-практ. конф. МГППУ / под общ. ред. М.Г. Ковтунович. Москва, 2010.
- Барышева Т.Д., Иванова Е.И. Изучение профессиональной Я-концепции будущих педагогов-психологов. // Старорусские чтения. Старая Русса: СПбГУСЭ. 2010. Т. 2.
- Мухортова Д.Д., Барышева Т.Д. Психографологические и личностные особенности старших школьников // Инновационная наука. Международный научный журнал. 2015. № 11/3.
- Барышева Т.Д., Цион А.М. Психолого-педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения старших школьников // Актуальные проблемы психологии в образовании. Сб. науч. ст. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием / науч. ред. А.В. Прялухина, отв. ред. И.А. Синкевич, сост. Т.Д. Барышева и др. Мурманск: МАГУ, 2018.
Грантовая, проектная и конкурсная деятельность
- Научный руководитель грантового проекта HHU209 «Новые гуманитарные практики» Института «Открытое общество» по теме «Педагогическая практика: опыт, проблемы, технологии»
- Участник работы по грантовому проекту в рамках Государственного контракта ФАО РФ «Организационно-правовые модели Службы психолого-медико-социально-правовой помощи для различных типов и видов образовательных учреждений России»
- Участник экспертизы пакета нормативно-правовых и методических документов «Концепции создания структурно-функциональной модели ПМСП-помощи детям, семьям и педагогам в условиях образовательного учреждения»
- Участник экспертизы заключительного варианта проекта «Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года»
Руководство проектами
- Шутова А.В., направление подготовки Психолого-педагогическое образование, ОФО ППИ, Диплом победителя 1 степени за курсовую работу по психологии (бакалавриат) по теме «Особенности развития эмпатии подростков», VIII Международный конкурс курсовых работ / курсовых проектов, организатор - Научная общественная организация «Цифровая наука»
- Творческий коллектив студентов группы 4БППО-ПСХ, направление подготовки Психолого-педагогическое образование, ОФО ППИ, Диплом победителя 1 степени в номинации «Видеоролик - Артистизм» за видеоролик профилактической направленности на тему «Курение беременных: мифы и реальность»
- Конкурс творческих работ по профилактике употребления легальных психоактивных веществ будущими матерями и беременными в рамках XIV Архангельской международной медицинской научной конференции молодых ученых и студентов, организатор – кафедра клинической психологии и психиатрии, кафедра педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета, Администрация города Архангельска
- Творческий коллектив студентов 1-2 курсов, направление подготовки Психолого-педагогическое образование, ОФО ППИ, свидетельство Президиума МАН «Интеллект будущего» (г. Обнинск) за организацию и проведение мини-лектория «Студенты-психологи — школьникам: эстафета исследований» для участников Российской научной конференции школьников «Юность. Наука. Культура - Арктика» на базе Мурманского политехнического лицея в рамках Всероссийской акции «Vivat, наука!».
Дополнительная информация
Профессиональные сообщества
- Действительный член Российского Психологического Общества
- Член Санкт-Петербургского Психологического Общества.
- Член Ассоциации развивающего обучения
- Член Санкт-петербургской общественной научно-исследовательской организации «Общественная Академия акмеологических наук»
Общественная деятельность
- Председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки Мурманской области (1 созыва, 2 созыва).
- Член коллегии Министерства образования и науки Мурманской области.
- Член аккредитационной комиссии Министерства образования и науки Мурманской области.
- Председатель Мурманского регионального отделения Российского Психологического Общества.
- Руководитель рабочей группы, член оргкомитета по подготовке Всероссийских научно-практических конференций с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», «Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере».
- Руководитель рабочей группы по подготовке региональных научно-практических семинаров «Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве».
- Организатор внутривузовской «Декады психологии» в МАГУ.
- Редактор, составитель, член редколлегии сборников научных статей «Актуальные проблемы психологии в образовании», «Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере».
Экспертная деятельность:
- Член экспертной комиссии Первого межрегионального открытого управленческого конкурса «Лидеры Севера» под руководством губернатора Мурманской области и при методическом сопровождении РАНХиГС (Аппарат Правительства Мурманской области).
- Член конкурсной комиссии Конкурса на денежную премию за высокие успехи учителей Мурманской области в педагогической деятельности (Министерство просвещения РФ).
- Участник комиссии Регионального центра психологической работы по аттестации специалистов психологической службы Северного флота, психологов соединений и воинских частей Северо-Запада (Министерство обороны РФ).
- Член комиссии по аттестации экспертов образовательных организаций Мурманской области (Министерство образования и науки Мурманской области).
- Участник-эксперт жюри региональных этапов Всероссийского конкурса научно-технологических проектов школьников «Большие вызовы» по направлению «Когнитивные исследования» (Образовательный центр «Сириус», Фонд «Таланты и Успех»).
- Член экспертных жюри Российской научной конференции учащихся «Юность. Наука. Культура — Арктика (ЮНКА)» в секциях «Психофизиология, психология и здоровье человека», «Психология и педагогика» (Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России», ОДОО «Малая академия наук «Интеллект будущего»).
- Участник-эксперт жюри регионального этапа Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» в секциях «Социальная», «Социально-психологическая», «Социальные инициативы и прикладные исследования» (Благотворительный фонд Менделеев).
- Научный консультант и член жюри научно-исследовательских конференций школьников «Шаг в будущее», Конгресса «Молодые исследователи Севера», Областной научно-технической выставки школьников и студентов в секциях «Психология» (ГИМЦРО г. Мурманска, ГАУДО МО МОЦДО «Лапландия»).
Почетные и академические звания, награды, поощрения
- Почетная грамота Министерства образования и науки РФ за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов
- Звание «Ветеран труда»
- Нагрудный знак «Отличник погранслужбы» III степени (по приказу начальника Арктического Регионального Пограничного Управления РФ)
- Сертификат психолога EuroPSY - европейский стандарт профессиональной квалификации Европейской федерации психологических ассоциаций EFPA
- Грамота Президиума Мурманского областного совета спортобщества профсоюзов «Россия» за вклад в подготовку специалистов для физкультурных организаций Мурманской области
- Грамота начальника Главного управления МЧС России по Мурманской области за многолетнюю деятельность по развитию специальности «Безопасность жизнедеятельности», большую организационную работу по созданию поисково-спасательного отряда МГПУ и в честь 5-летия образования Всероссийского студенческого корпуса спасателей
- Благодарственные письма Дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и президиума ОДОО «Малая академия наук «Интеллект будущего»
- Благодарственное письмо Благотворительного фонда Менделеев
- Благодарственные письма Министерства образования и науки Мурманской области
- Почетный диплом участника регионального конкурса монографий и научных трудов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие Мурманской области, в категории «Экономические и гуманитарные науки»
- Диплом 1-й степени Юбилейной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава МГПИ
- Почетные грамоты ректора МГГУ, МАГУ
Дополнительные сведения:
Работает в МАГУ (МГПИ-МГПУ-МГГУ) с 1990 года, в том числе на кафедре психологии с момента ее основания в 1995 г.
Автор более 180 публикаций - монография, коллективные монографии, научные статьи в российских и зарубежных источниках, в том числе на английском языке, учебно-методические пособия.
Имеет опыт практической работы в области промышленной и организационной психологии, школьной психологии.
Обучалась в аспирантуре факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, сдала все кандидатские экзамены.
Неоднократно повышала квалификацию на стажировках, семинарах и учебно-методических курсах психологической направленности под руководством отечественных и зарубежных специалистов. Имеет более 20-ти удостоверений и сертификатов.
Имеет опыт административно-управленческой деятельности: в 2001-2006 гг. являлась заместителем декана факультета ПиМНО по учебной и научной работе, в 2009 г. – заместителем декана по учебной работе факультета педагогики и психологии МГПУ.
Являлась координатором и куратором создания добровольного студенческого поисково-спасательного отряда МГПУ (с 2004 г.), практико-полевых учений по специальности «Безопасность жизнедеятельности» по противопожарной безопасности, учебно-тренировочных сборов студентов на учебно-тренировочной базе МГПУ, практических учений в период сбора членов эвакуационной комиссии Мурманской области и председателей ЭК муниципальных образований Мурманской области.
В качестве официального делегата представляла Мурманское региональное отделение на 2-м, 3-м, 5-м, 6-м съездах Российского Психологического Общества (профессиональной корпорации психологов России).
Включена в справочник Института психологии Российской Академии наук (ИПРАН) «Кто есть, кто в социальной психологии. Российская Федерация. 1992-93 гг.».
Включена с 2013 года в Российский Национальный реестр психологов, в Реестр сертифицированных психологов EuroPsy. Специальность EuroPsy: Педагогическая психология (Education).
Включена в рубрику «Кто есть, кто: Известные психологи России - 1000» интернет-издания профессиональной направленности «Психологическая газета».
Поддерживает научно-методические контакты с ведущими психологическими кафедрами России и другими психологическими центрами. Ежегодно участвовала с докладами в Национальных конференциях и съездах Федерации психологов образования России.
Неоднократно принимала участие во Всероссийских совещаниях Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию РФ по проблемам развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России.
Активно сотрудничает с органами образования, проводит научно-методические консультации с представителями образовательных учреждений - Институтом развития образования, Мурманским областным центром дополнительного образования «Лапландия», Городским информационно-методическим центром работников образования г. Мурманска, Мурманским политехническим лицеем, Мурманским международным лицеем, Лицеем №3 и др., рецензировала программы работы психологической службы Ленинского окружного РМК, практических психологов МБОУ ДОУ и СОШ г. Мурманска.
Имеет дополнительные квалификации оператор ЭВМ, экскурсовод.